В условиях нестабильности валютных курсов банки опасаются кредитовать долгосрочные проекты. Под угрозой многомиллиардные планы модернизации промышленных предприятий Петербурга и Ленобласти. Выиграли те, кто успел обновить оборудование до начала кризиса.
Многомиллиардные проекты модернизации промышленных предприятий, конечной целью которых является развитие импортозамещения, зависли из–за того, что банки опасаются кредитовать долгосрочные проекты, особенно не подкрепленные государственными гарантиями по сбыту продукции. Это связано с сокращением спроса, спадом в некоторых отраслях промышленности, разгоняющейся инфляцией, скачками валютного курса.
Шансов получить кредит в банке на перевооружение старого завода с каждым днем все меньше. Формально никаких изменений в кредитной политике российских банков не произошло, ну или публично они в этом не признаются. Однако цифры говорят сами за себя: объем кредитования обрабатывающих производств в сентябре снизился на 14,5%, до 291 млрд рублей, по сравнению с предыдущим месяцем этого года.
В выигрыше оказались заводы, успевшие обновить оборудование до начала валютной лихорадки.
Под личную ответственность
Председатель совета директоров ОАО "Звезда" Павел Плавник планировал наладить в Петербурге выпуск дизельных двигателей нового поколения для тяжелых грузовиков, кораблей, гражданских судов, локомотивов. Однако его проект "Русского дизеля" завис на неопределенный срок из–за того, что госкорпорация "Внешэкономбанк" (ВЭБ) не согласовывает ему кредит, требуя личных гарантий.
Более года назад "Звезда" обратилась к ВЭБу за кредитом 160 млн евро. Ранее компания получила средства от Минпромторга на разработку современного силового агрегата. Привлекла к проекту австрийских инженеров из AVL List GmbH. Опытный образец уже проходит испытания, даже заключено соглашение с потенциальным покупателем агрегатов — белорусским Белазом, а воз и ныне там. Ни нынешний губернатор Георгий Полтавченко, ни даже бывшая глава Петербурга Валентина Матвиенко не смогли ускорить процесс согласования.
"С одной стороны, идет движение в сторону импортозамещения, а с противоположной стороны — в сторону сокращения финансирования. Кто победит, сказать сложно, но мы надеемся, что все еще получится", — не теряет оптимизма Павел Плавник.
Для открытия в полном масштабе кликните по инфографике - картинка откроется в новом окне
Кредитный комитет уже согласовал условия предоставления кредита. В ВЭБе сообщили, что в настоящее время завершается согласование между банком и инициатором проекта основных условий финансирования. Этот этап совпал с валютным кризисом, и теперь переговоры затягиваются. "До нуля мы разногласия точно не сведем, они требуют личной ответственности по кредиту, пока уровень производства не достигнет отметки 1800 единиц в год, а рентабельность — 27%. На это я не соглашусь", — говорит бизнесмен.
Валютные горки
Другой потенциальный заемщик ВЭБа, попросивший не называть его в печати, рассказал "ДП", что их проект на 4–5 млрд рублей, касающийся импортозамещения в производстве строительных материалов, тоже завис из–за того, что банк взял паузу на раздумья.
"Мы более года состоим в переписке с ВЭБом, ждем одобрения, процесс идет — этот банк сам по себе не быстрый, а сейчас еще и ситуация не очень благоприятная", — говорит собеседник "ДП". По его мнению, одобрение заявки может еще затянуться в связи с изменением валютных рисков — они будут их пересчитывать: оценивать валютную выручку, стоимость оборудования с учетом того, что его будет закупать "ВЭБ–лизинг" и передавать в пользование. После одобрения кредитным комитетом проект еще должен получить одобрение правления банка и наблюдательного совета, а это еще несколько месяцев ожиданий, за которые курс может кардинально поменяться и, возможно, банк снова начнет пересчитывать риски.
"Мы просчитывали бизнес–план по курсу 38 рублей за евро, предполагая, что европейская валюта может подорожать до 43 рублей, но никто не ожидал сегодняшнего курса", — говорит Павел Плавник.
По словам одного из финансистов, у ВЭБа возникли некоторые сложности, импортное финансирование ему перекрыли, поэтому, возможно, банк сейчас сосредоточится на финансировании тех проектов, которые уже реализуются, в связи с этим кредитная политика банка ужесточилась. Однако в самом ВЭБе заверили "ДП", что кредитная политика нисколько не изменилась.
"У меня ощущение, что все банки сейчас отказываются давать кредиты всем подряд, кроме, пожалуй, только самых крупных компаний. Причем сами банки никак не мотивируют свои отказы, — говорит Олег Султанов, генеральный директор компании "Твэл". — Например, мы недавно пытались взять кредит для выполнения инвестпрограммы, которая предусматривает, в частности, импортозамещение. Обращались в два банка. Они дважды меняли условия кредитования, но все равно отказали".
В итоге компания, по словам руководителя, изыскала внутренние резервы и не стала сворачивать инвестпрограмму по модернизации мощностей.
Попали в струю
В завидном положении оказались компании, успевшие модернизировать производственные мощности до начала валютной лихорадки.
Так, энергомашиностроительный холдинг
"Силовые машины" Алексея Мордашова из–за девальвации рубля намерен в 2015 году сократить вдвое закупки у иностранных поставщиков, а в среднесрочной перспективе планирует и вовсе отказаться от заграничных комплектующих.
Прорабатывается вопрос поставок литейной продукции у "Петрозаводскмаша" (входит в машиностроительный дивизион Росатома — "Атомэнергомаш") — она заменит продукцию, которую прежде "Силовые машины" покупали у чешских производителей. Также энергомашиностроительный холдинг расширяет кооперацию с Ижорскими заводами.
Процесс импортозамещения не потребует от компании крупных дополнительных инвестиций с привлечением заемных средств.
По словам генерального директора "Силовых машин" Игоря Костина, компания достаточно много инвестировала в предыдущие годы: построила новый производственный комплекс в Колпино, вложив 7 млрд рублей, а также завод по выпуску трансформаторов за 5,5 млрд рублей.
"В ближайшие годы мы не планируем серьезных вложений. Сумма наших инвестиций составит максимум $100 млн в год. Это позволит нам не только заменять оборудование, но и развивать производство. Эту сумму мы вполне можем взять из собственных средств", — добавил Костин. Петербургское ОАО "Климов", входящее в Объединенную двигателестроительную корпорацию (ОДК), обещает полностью решить задачу по импортозамещению украинских вертолетных двигателей в 2015 году.
"Климов"
уже научился собирать силовые агрегаты исключительно из отечественных комплектующих, а теперь готовится поставить двигатели на поток — в конце октября авиастроительный завод запустил на Заповедной улице новый конструкторско–производственный комплекс, тоже построенный на средства ВЭБа. В будущем году предприятию предстоит нарастить выпуск почти на 40%, до 500 двигателей в год. Такая задача, по словам исполнительного директора предприятия Александра Ватагина, поставлена перед всей ОДК, и в кооперации с другими предприятиями корпорации "Климов" эту задачу решает.
“
Последний раз мы брали кредиты в начале этого года, когда таких проблем, как сейчас, не было. Но вот по действующим кредитам банки нам подняли процентные ставки на 2–5% — до 12–15%. Для нас это не смертельно, потому что у нас не очень большой кредитный портфель. Хотя, конечно, затраты на обслуживание займов существенно выросли. Поэтому мы приняли решение выплатить полученные кредиты и на какое–то время отказаться от заимствований. Брать деньги у банков на таких условиях просто нецелесообразно.
Михаил Мосин
генеральный директор компании "Беатон"
“
Мы раньше кредитовались в Сбербанке, но в последние года полтора не брали кредитов, нам хватает собственных оборотных средств. Если бы потребовалось банковское финансирование, думаю, с этим возникли бы большие проблемы. Знаю от коллег–бизнесменов, что взять кредит сегодня даже под высокие проценты крайне сложно. Кроме того, сейчас экономическая ситуация такая, что непонятно, как предприятие будет себя чувствовать через несколько лет, сможет ли кредит вернуть. Лучше посмотреть, как поведет себя рынок в следующем году, а уж потом принимать решение о кредитовании.
Михаил Плеснецов
генеральный директор Петербургского завода измерительных приборов
“
Не думаю, что отказ в кредитовании — главная проблема для промышленников сегодня. Большинство из них озабочены тем, как выжить в ситуации, когда оборудование дорожает, так как значительная его доля импортируется, когда растет налоговое бремя и монополисты повышают тарифы. Недавно мы узнали, например, что ГУП "Водоканал" собирается поднять тариф для промпредприятий на 14%, ОАО "Ленэнерго" — на 30%. Другие монополисты тоже планируют рост тарифов. В таких условиях кредиты никто брать не будет.
Сергей Цыбуков
генеральный директор НПО имени "Комсомольской правды"