Российские операторы скоро поднимут тарифы на международный роуминг из-за обвала рубля. И это при том, что операторы уже повышали в этом году цены на роуминг. Однако компании вряд ли наживутся на международном роуминге, ведь в их выручке это — 2–3%.
Тарифы на услуги голосовой связи в роуминге в ближайшее время вырастут из–за обвала рубля. В пятницу это признал гендиректор "ВымпелКома" (бренд "Билайн") Михаил Слободин. Он напомнил, что цены привязаны к валютным затратам, то есть зависят от расчетов с иностранными партнерами, где курс рубля не зафиксирован.
По данным
МТС
, в структуре роуминговых тарифов до 70% составляет оплата услуг зарубежных операторов.
Зато, говорит Слободин, тарифы на передачу данных за рубежом у "ВымпелКома" пока останутся прежними.
В МТС не разглашают планы в отношении роуминговых тарифов.
В
"МегаФоне"
лишь пообещали, что не собираются повышать цены до конца года: "О дальнейших планах говорить рано. Мы будем внимательно смотреть на ситуацию с валютными курсами и условиями, которые будут предлагать наши зарубежные партнеры".
Первый заместитель гендиректора ООО "Т2 РТК Холдинг" (бренд Tele2) Александр Провоторов на прошлой неделе сказал, что компания пока не собирается повышать цены в международном роуминге, но, если тенденция рынка будет иной, Tele2 будет ей следовать, ибо главная цель оператора — зарабатывать деньги для акционеров.
Игра на опережение
Примечательно, что связисты только что подняли цены на услуги роуминга. Наиболее открыто это сделал "МегаФон" В начале декабря он изменил свои базовые тарифы в большинстве стран Европы: минута входящего звонка подорожала в 3 раза, исходящего — в 1,5 раза, sms — в 2 раза, 1 Мб трафика — в 1,5 раза. Причем это было уже второе повышение за 2014 год — первое состоялось в феврале. В первый раз компания объяснила изменения улучшением качества связи, во второй — стимулированием абонентов к подключению опций.
Другие операторы, по свидетельству игроков рынка, тоже провели повышение, хотя оно было и не столь очевидным.
Мурад Бердыев, управляющий GLOBALSIM (продает туристические sim–карты — для пользования за границей), считает, что операторы уже компенсировали потери от обвала рубля своими последними повышениями. "Мы постоянно мониторим тарифы "большой тройки" и видим, насколько существенным было удорожание, — говорит Мурад Бердыев. — Но иногда это сделано так, что сразу и не найдешь".
Назад в 2011–й
"Если "МегаФон" изменил базовые тарифы, то другие операторы убрали ряд опций за рубежом, оставили только те из них, которые были не самыми выгодными для абонентов", — отмечает Игорь Бражник, бывший гендиректор и совладелец "Гудлайна" (крупнейший продавец туристических sim–карт). Он рассказывает, что продал свою долю в бизнесе в сентябре во многом из–за его неперспективности: "Продавцы туристических sim–карт не смогут выжить, если ситуация останется такой же, как сейчас". Кстати, тарифы туристических sim–карт всегда были номинированы в долларах, так что повышение цен в рублях произошло автоматически.
И все–таки Мурад Бердыев рассчитывает, что дальнейшее повышение цен крупными сотовиками повысит привлекательность туристических карт. Правда, новогодний сезон все равно провален — наших туристов за рубежом будет минимум вдвое меньше, чем год назад.
Игорь Бражник опасается, что именно тариф "ВымпелКома" на передачу данных за рубежом, который глава компании хочет сохранить, может подвергнуться изменениям: "В 2014 году "ВымпелКом" выкупил у зарубежных партнеров большой объем трафика, чтобы воспользоваться их предложением минимальной цены. Компания сделала лучшее ценовое предложение на рынке. Но абоненты потребили хорошо если 50% этого трафика. А в следующем году потребление, вероятно, даже снизится: использовать прежнюю схему расчетов может быть невыгодно".
Итак, стоимость разговоров за рубежом может вернуться к уровню 2011 года. В декабре того года "МегаФон" радикально снизил цены, обозначив новый тренд. Похоже, радость абонентов была недолгой. Но, как говорят эксперты рынка, не надо считать, что операторы сейчас наживутся на международном роуминге, ведь в их выручке это капля — 2–3%.