У автодилеров заканчиваются автомобили, а заказывать новые они не спешат, так как банки сократили им кредитные линии из-за увеличения ключевой ставки ЦБ. В 2015 году уровень продаж машин в Петербурге упадет на 30%.
Из–за увеличения ключевой ставки ЦБ до 17% банки уже объявляют о росте ставок по кредитным линиям на 6–7%. Это затронет как владельцев дилерских центров, так и покупателей машин. Банки занесли автодилеров в списки самых рискованных клиентов и сокращают кредитные лимиты для этой категории заемщиков. Дилеры, которые используют заемные средства для выкупа автомобилей у поставщиков, в свою очередь, снижают объем заказов машин на 2015 год и прогнозируют спад рынка на 30%.
Ненадежное партнерство
На дилеров в портфеле корпоративных кредитов банков приходится около 5%. В банках признают, что с неохотой кредитуют дилеров, объясняя это тем, что риски в данной отрасли выросли из–за падения продаж, кредитовать они готовы только высококачественных клиентов. Но также и сами бизнесмены сократили свои запросы на финансирование.
Автодилеры сегодня — это один из наиболее уязвимых видов заемщиков. После падения продаж в этой сфере и последующего сокращения инвестиционных программ добросовестные заемщики, ориентируясь на динамику рынка, сами сократили свои потребности в кредитах, говорят в пресс–службе СЗРЦ ВТБ. Для некоторых таких клиентов банк пересмотрел условия кредитования, в том числе уменьшил лимиты по взаимному согласию сторон.
По словам Юрия Манулиса, руководителя службы кредитования БФА Банка, с клиентами ведется активная работа: если по результатам мониторинга банка видно ухудшение ситуации у дилера, то возможно как некоторое сокращение предоставляемых ресурсов, так и увеличение обеспечения.
Полное падение
По данным "Auto–Dealer–СПб", в 2013 году в Петербурге было продано 204 тыс. автомобилей, в 2014–м прогнозируется 190 тыс. Из них около 35–40% были куплены в кредит. В 2015 году, говорят эксперты, уровень продаж упадет до 155 тыс. автомобилей. По самым оптимистичным прогнозам опрошенных дилеров, падение рынка составит около 30%. "Начало года будет тяжелым — как раз закончится это декабрьское сумасшествие, цены на модели 2015 года будут выше, а население в ожидании госпрограммы утилизации или льготного кредитования будет медлить с покупками", — подытоживает гендиректор "Auto–Dealer–СПб" Михаил Чаплыгин. Поэтому сейчас дилеры сокращают издержки, закупая значительно меньше машин.
Как говорит Роман Слуцкий, гендиректор "Аларм Моторс", если дилер продает около 100 автомобилей в месяц, то ему нужно в зависимости от бренда 50–100 млн рублей заемных средств для оборотного капитала. "Но рынок упадет, и мы уже не будем закупать автомобили в таком объеме. Объем заказов на I квартал 2015 года в среднем снизился вдвое. Очевидно, что потребность в кредитовании при таком уровне продаж снижается", — поясняет он.
По словам Ярослава Белоусова, члена совета директоров ГК "Лаура", сокращение кредитных лимитов было предсказуемо.
Падение рынка в России составит 20–30% из–за инфляции и курсовой разницы, которая привела к удорожанию автомобилей. "Это зависит от эффективности госпрограмм по trade–in и утилизации, они уже проанонсированы, но еще не запущены. В связи с повышением ключевой ставки есть риск их отмены", — говорит Ярослав Белоусов.
Василий Орехов, директор по маркетингу "Атлант–М Балтика", отмечает, что покупатели в эти дни добирали спрос 2015 года. По его мнению, падение рынка ожидается минимум на 25%. "ЦБ рассматривает возможность обеспечить ликвидностью коммерческие банки для операционной деятельности, но этого пока не произошло", — говорит он. Единственный, кто настроен оптимистично, — это Евгений Войтенков, глава холдинга "Олимп", который заканчивает год с плюсом в 12%. По итогам года объем продаж составит 5 тыс. автомобилей, из них 3,5 тыс. — это Mercedes и Porsche. "Сейчас у нас можно купить Mercedes и продать с наценкой в 20% в Германии", — шутит Евгений Войтенков и прогнозирует рост премиального сегмента на 15%.