Парламент Ленобласти разработает законопроект о передаче ряда полномочий с уровня сельских поселений на уровень районов. Власти региона неоднократно говорили о том, что у поселений не хватает квалифицированных кадров для исполнения всех полномочий, тогда как сами муниципалы жаловались на недостаток финансирования. В частности, с 1 января 2015 года на уровень региона от поселений уже перешло утверждение градостроительной документации.
Возможность перераспределять полномочия и их финансирование регионы получили в связи с поправками в ФЗ №131 о местном самоуправлении и Бюджетный кодекс. В Ленобласти, где действует двухуровневая система местного самоуправления, районам от сельских поселений теперь возможно передать 13 полномочий, в числе которых содержание кладбищ, благоустройство мест отдыха, сбор и вывоз мусора, содержание местных дорог и другие. Среди "неприкосновенных" сельских полномочий — формирование и исполнение бюджета, разработка и утверждение устава и т.д.
Как рассказал ДП председатель комиссии по местному самоуправлению ЛеноблЗакса Юрий Соколов, к разработке закона о перераспределении полномочий приступят в этом году, документ будет принят до конца года.
"Чтобы профинансировать исполнение этих полномочий, мы приняли закон, который сохраняет за сельскими поселениями отчисления по НДФЛ на уровне 10%, а от единого сельскохозяйственного налога на уровне 50%", - рассказал Юрий Соколов. По данным комитета финансов правительства Ленобласти, это сохранит за бюджетами поселений 640 млн рублей.
Также в 2014 году в бюджеты муниципальных районов были переданы 80% налога, взимаемого с малого и среднего бизнеса по упрощенной системе налогообложения, в дополнение к тем 20%, которые были переданы на уровень районов в 2013 году.
По словам вице-губернатора Ленобласти по финансам Романа Маркова, решение о сохранении нормативов отчислений по закрепленным налоговым доходам для муниципальных образований на прежнем уровне, с одной стороны — экономическое, с другой — управленческое.
"Мы традиционно предусматриваем в областном бюджете средства для "выравнивания" бюджетов районов, городских и сельских поселений. В 2015 году на эти цели заложено 1,6 млрд рублей. В обмен на это перераспределение бюджетных средств мы ожидаем от муниципалитетов повышения качества управления своими финансами и уровня ответственности за исполнение муниципальных полномочий. Кроме того, мы продолжаем вместе работать над повышением собираемости местных налогов. В частности, растут объемы зачислений по одному из основных доходных источников местных бюджетов — земельному налогу. При плане на 2014 год в 2,86 млрд рублей, фактические поступления за 11 месяцев уже превысили эту сумму и составили 2,93 млрд рублей", - говорит он.
Пока от поселений на уровень региона с 1 января 2015 года перешло утверждение градостроительных документов (разработка осталась за поселениями), что приветствовали областные девелоперы, которые часто сталкивались с отсутствием квалифицированных специалистов на местах.
Глава администрации Тосненского района Владимир Дернов говорит, что в каждом случае вопросы перераспределения полномочий должны решаться индивидуально. "Сельское поселение — не обязательно глухая деревня. Например, в Тельмановском поселении бюджет составляет 100 млн рублей и они могут сами справиться со многими вопросами. Но часто на местах нет нужных специалистов, поэтому даже вывоз мусора лучше централизовать", - отмечает он.