Алексей Геращенко: "Одномоментно промести все тротуары невозможно"

Автор фото: Ковалев Петр
Генеральный директор ГУДП "Центр" Алексей Геращенко.

Гендиректор ГУДП "Центр", которое отвечает за уборку семи районов Петербурга от снега, рассказал dp.ru, как предприятию живется после перехода с субсидий на конкурсы, на какие рынки оно собирается выходить, чего не хватает для идеальной уборки снега и сколько зарабатывают дворники.

Этот год начался со снегопадов и массового недовольства петербуржцев из-за скользких и неубранных улиц. Dp.ru узнал мнение об уборке улиц у гендиректора ГУДП "Центр" Алексея Геращенко, который возглавил предприятие несколько месяцев назад, всю жизнь работал в госструктурах, а незадолго до назначения - в аппарате вице-губернатора Владимира Лавленцева, занимавшегося ЖКХ. Еще несколько лет назад ГУДП "Центр" было государственным предприятием, которое существовало на бюджетные субсидии. С 2013 года оно стало одним из игроков на рынке уборки и ремонта дорог и борется с частными фирмами за госзаказ.

История про миллиарды

- Ваша компания первые два года работает в условиях рыночной экономики. До этого она была субсидируемым госпредприятием. Сегодня вы продолжаете получать какие-то субсидии?
- Сегодня мы - государственное унитарное предприятие, подведомственное комитету по благоустройству. Мы участвуем в конкурсах наравне с другими дорожными предприятиями, работаем только на основании госконтрактов. Никаких субсидий больше нет.
- Работая в рыночных условиях, вам удалось получить прибыль?
- Прибыль я смогу назвать только после завершения финансового года. Но в целом работа идет стабильно.
- На какую сумму вы получили контракты в 2014 года?
- Мы выполнили работы на 3,2 млн рублей, в том числе по комплексной уборке на 2,6 млн рублей, и по ремонту и содержанию дорог на 339 млн рублей. Также мы получили контракты на 361 млн рублей от коммерческих структур и ГУПов.
- Какого рода были заказы от коммерческих структур?
- В основном, заказы от сетевых компаний, таких как "Водоканал" или "Теплосеть Санкт-Петербурга". Мы восстанавливаем им дорожное покрытие после аварийных работ. А сейчас многие компании просят нас вывезти снег, убирать их территорию или предоставить технику для уборочных работ. В снегопад поступает много обращений. По мере сил мы на них откликаемся, поскольку понимаем, что вывоз снега - общая забота, но не в ущерб уборке городских улиц. Например, в ближайшее время мы планируем заключить контракт с Московским вокзалом на вывоз снега с их территории. Сейчас они просто складируют его на площади перед вокзалом. Также с управляющими компаниями у нас заключены договоры на вывоз снега, сброшенного с кровель. В 2014 году мы успешно освоили новый вид деятельности - вывоз твердых бытовых отходов.
- Вы готовы работать у кого-то на субподряде?
- Охотно это делаем. Правда, в последнее время объем дорожных работ не так велик, как несколько лет назад, когда один комитет отвечал и за уборку улиц, и за их ремонт, а мы были структурой этого комитета (комитеты по благоустройству и по развитию транспортной инфраструктуры до 2010 года были одним комитетом по благоустройству и дорожному хозяйству – ред. dp.ru).
- Чьими субподрядчиками вы выступали в этом или прошлом году?
- Мы работали на субподряде по комплексной уборке левого берега Невского района и по текущему ремонту, а также выполняли небольшие объемы по ремонту павильонов.
- А сами вы часто привлекаете субподрядчиков?
- Привлекаем, но не часто. Например, на случай обильных снегопадов у нас есть договоры на использование 200 погрузчиков и 400 самосвалов для вывоза снега, а также на эвакуаторы. Если мы получим большой объем дорожного ремонта, то готовы привлечь подрядчиков для этих работ.
- В этом году вы будете претендовать на контракты на текущий дорожный ремонт?
- В прошлом году мы подавали заявки на эти конкурсы, но тогда выиграть не удалось. В этом году мы рассчитываем получить контракты на ремонт в нескольких районах - половину от нашего нынешнего объема по уборке улиц. У нас есть опытные сотрудники, которые работают здесь по 15-20 лет и хорошо знакомы с дорожными работами. Технику мы готовы докупать.
- Но, получается, что в конкурсах на уборку улиц вы получаете заведомое преимущество перед частными компаниями, поскольку ваш парк техники и ремонтные базы были сформированы еще в период государственного субсидирования.
- Разве плохо то, что в городе существует сильная компания, которая может качественно выполнять работы? На мой взгляд, стратегически важные объекты, такие как центральные магистрали города, должно содержать муниципальное государственное предприятие. В других странах происходит так же. К тому же, до сих пор я не видел серьезного бизнеса, который был бы готов взяться за уборку центра Петербурга. Ведь для этого нужно вложить большие деньги, организовать производственную базу, закупить технику. К тому же, здесь очень важен опыт. Работник должен знать улицу, площадь, перекресток, и понимать, что ему делать в той или иной ситуации. Опытный механизатор на тракторе или на погрузчике делает работу в два раза быстрее, чем неопытный. В этом сезоне, по-моему, мы в целом хорошо справились с задачей уборки города. И продолжим это делать. Не волнуйтесь, все улицы города будут убраны.

"Камаз" против "Мерседеса"

- Сколько сегодня машин в вашем парке?
- Всего на предприятии 908 уборочный машин, включая около 500 единиц летней техники, а также 170 машин для дорожного ремонта, плюс автотранспортная колонна и мобильные снегоплавильные установки. Итого более 1000 единиц техники. Сегодня на дорогах ежедневно работает 400-500 машин, а летняя и дорожная техника находятся на консервации.
- Сколько лет самым старым машинам в вашем парке?
- Семь-шесть лет. Но старая техника - не значит плохая. К тому же, у нас есть две больших зоны, где машины регулярно проходят техническое обслуживание и ремонт. У нас есть амортизационные средства, на которые проводится обновление автопарка.
- Какова динамика закупок техники? Сколько закупили в 2013 и 2014 годах? Каковы планы по закупкам на этот год.
- В 2013 году мы закупили 14 единиц техники на 50 млн рублей, в 2014 году - 80 единиц на 209 млн рублей. План на 2015 год - 74 единицы на 350 млн рублей, это преимущественно техника дорожного направления.
- Сколько в парке импортных машин?
- Около 550 единиц.
- Есть ли планы по импортозамещению?
- Да, например, у Минского тракторного завода есть очень хорошая модель маленького трактора, который убирает узкие улицы. До этого мы закупали подобную технику производства немецкой фирмы Karcher. Сейчас эти машины работают в Петроградском районе. Также я был на заводе "Красный октябрь" и считаю, что они конкурентноспособны и производят отличную малогабаритную технику и мотоблоки и габаритные роторы для дворников.
- Но для существующей иностранной техники все равно придется закупать детали за рубежом?
- Да, в моделях Karcher, Volvo, Mercedes и других очень много электроники, и тут без специализированных дилеров не обойтись. Но в целом мы нацелены на импортозамещение. Может, Mercedes и хорош, но "Камаз" по цене и в эксплуатации лучше. Также тротуарную технику можно заменить на МТЗ-320 и тракторы Владимирского тракторного завода.
- Тем не менее, до обесценивания рубля вы закупали иностранную технику. Видимо, она все-таки лучше?
- Может быть, управление "Камазом" чуть труднее, но, в принципе, это очень хорошая техника. Что касается закупок, то их, в основном, делал город в период, когда мы и другие подобные предприятия работали, получали субсидии. Те же уборочные машины Mercedes на баланс нашего предприятия перевел город. Они были закуплены в самые суровые зимы 2011 и 2012 годов. В это время я как раз работал в администрации губернатора, в городском штабе по борьбе с неблагоприятными погодными условиями. Тогда закупили и машины Scania, и уборщики Willi, и самые компактные машины Holder для уборки тротуара, и технику BobCat, и средства малой механизации, ручные щетки. Все эти закупки очень серьезно помогли в тот период. Потом таких крупных закупок больше не было.
- Какую долю в вашем парке составляет иностранная техника, от которой нельзя отказаться?
- Импортной техники в итоге останется не более 30%.

Как убрать весь снег

- Сколько предприятию нужно техники, чтобы чистота на улицах после снегопада была близка к идеальной?
- Для механизированной уборки в идеале нам надо было бы 300-400 единиц техники. Но, раз уж речь зашла об уборке снега, давайте обратимся к опыту других северных городов и стран. В Торонто, например, при выпадении такого объема осадков, как на минувшей неделе в Петербурге, весь город встает. Объявляют выходной и люди выходят на уборку. В Хельсинки в такой снегопад дорожные предприятия сосредотачиваются на очистке центральных магистралей, а собственники домов и кондоминиумов убирают свои внутриквартальные территории самостоятельно, дворы около магазинов, офисов и кафе чистят их владельцы. В Петербурге вся уборка полностью лежит на плечах предприятия. Надо понимать, что одномоментно промести все тротуары невозможно.
- В течение какого времени после снегопада вы готовы убрать все улицы?
- У нас есть техническая возможность выполнить прометание проезжей части улиц в течение шести часов после окончания снегопада, как этого и требуют регламенты. Но если высота снежного покрова нарастает, мы начинаем уборку, не дожидаясь окончания снегопада. С тротуарами гораздо сложнее. Учитывая множество различных препятствий, - таких как рекламы, стойки дорожных знаков, новострой в виде ступенек у входов в магазины, - работы замедляются и приходится их выполнять вручную.
- Сколько у вас в штате дворников?
- 200 человек. Сейчас также работает более 700 привлеченных работников. В основном, это мигранты, которых мы находим через рекрутинговые компании. Но сейчас я думаю о новой схеме привлечения российских рабочих. Возможно, они не пойдут работать на тех же условиях, что и мигранты, но мы можем предложить им укороченный рабочий день. Кроме того, я думаю о том, чтобы привлекать местных жителей убирать свои дворы в период снегопада за оплату. Это может стать зимней подработкой для них. Такая практика уже использовалась в советское время.
- Какова зарплата дворника?
- У штатного сотрудника, который работает по 8 часов в плавающем графике – 25 тысяч рублей. У привлеченных сотрудников  - 180 рублей за час работы. Также у нас работает 1380 водителей-механизаторов. Их средний доход – 43 тысячи рублей в месяц. Но это очень тяжелая работа, особенно в центре города, и часто ее приходится выполнять ночью.

СПРАВКА

ГУДП "Центр"

работает в границах Центрального, Адмиралтейского, Невского, Московского, Фрунзенского, Петроградского и Василеостровского районов Петербурга. Предприятие создано 1 марта 1964 года при реорганизации Треста эксплуатации дорог Дорожно-Мостового Управления. В 1985 году преобразовано в Северный ТЭД Управления “Дормост”, в 1989 году - в Центральный дорожно-эксплуатационный участок. В 1992 году переименовано в Государственное дорожное ремонтно-эксплуатационное предприятие “Центр” (ГДРЭП “Центр”), а в 1999 году - в ГУДП "Центр". Тогда же к нему присоединили ГУДП Центрального района и ГУДП Адмиралтейского района, а в 2006 году - СПб ГУДСП “Василеостровское” и СПб ГУДП “Петроградское”. Окончательно предприятие сформировалось при переходе от формы субсидирования к участию в конкурсах в 2013 году. Сейчас  оно обслуживает проезжие части и прилегающие к ним тротуары и занимается вывозом мусора.

Генеральный директор ГУДП "Центр" Геращенко Алексей Владимирович

начинал карьеру в Октябрьской железной дороге, где работал слесарем по ремонту подвижного состава на пунктах технического обслуживания локомотивов в депо. С 1997 года - начальник контрольно-организационного отдела комитета по транспорту. С 2007 года работает в администрации губернатора, где был советником вице-губернатора Александра Полукеева и руководителем аппарата поочередно вице-губернаторов Алексея Сергеева, Сергея Козырева и Владимира Лавленцева. Весной 2014 года занял должность советника генерального директора в ОАО "Санкт-Петербургские электрические сети". С ноября 2014 года – гендиректор ГУДП "Центр".