Несмотря ни на какие кризисы, в Петербурге строили, строят и будут строить. В ближайшей перспективе в городе и окрестностях появится 15 млн м2 жилья. "ДП" попытался разобраться, где строительство, скорее всего, усугубит и без того непростую дорожную ситуацию. А значит, дороги окончательно превратятся в вечную красную зону.
По данным
"АльфаСтрахования"
, в Петербурге на тысячу жителей приходится 308 автомобилей (для сравнения: в Ленобласти — 288). Мы не входим в первую тройку — ее уверенно оккупировали Приморский край, Камчатский край и Московская область, но на 10 – 11–м местах рейтинга "Автостата" оказываемся регулярно. В Европе в среднем у 500 человек из тысячи есть автомобиль, в США — у 800.
Продажи автомобилей в России в прошлом году упали на 9%, но это лишь незначительно снизило темпы автомобилизации. Но в любом случае, по мнению автомобильного эксперта Дмитрия Попова, этот показатель растет много быстрее, чем количество квадратных метров дорог на душу населения.
Перегруз
Средний уровень пробок в Москве, по оценке аналитиков, за последние годы увеличился на 3 балла. В Петербурге аналогичное исследование пока не проводили, но даже неэксперту очевидно, что загруженность трасс так же, как и в столице, растет. Утренний час пик приходится примерно на 9:00 — по шкале сервиса "Яндекс.Пробки" обычно показывает 4 – 6 баллов. Вечерний, в 18 – 19 часов, редко бывает ниже 7 – 8 баллов, но и пик по десятибалльной шкале достигается всего раз в несколько месяцев — последний раз он был отмечен 13 января 2015 года, на второй день после новогодних каникул. Почему балл утренних пробок ниже, чем вечерних? "Балл пробок считают по дорогам целого города. И если загруженность спальных районов и путей в сторону или из центра примерно одинакова, то проезд по самому центру вечером сложнее. Ведь центральная часть города заполняется машинами все утро и днем, а выезжают автомобилисты одновременно. Так что, скорее всего, такой результат дает именно центр Петербурга", — объясняет эксперт сервиса "Яндекс.Пробки" Юрий Белоусов.
В пиковые часы пробочная карта города похожа на обнаженный организм: центр как будто испещрен кровеносными сосудами — трассами, по которым скорость движения равна 2 – 15 км / ч. В час пик почти обязательно стоят Садовая ул., Вознесенский пр., треть Васильевского острова — Большой, Средний и Малый пр., Кадетская линия, Биржевая пл., Дворцовый и Тучков мосты, на Петроградской стороне — Большой пр. или Большая Пушкарская ул. (в зависимости от времени суток), ул. Куйбышева, Петроградская наб. (по утрам — Пироговская наб.) и Сампсониевский мост. Вообще набережные можно перечислять подряд: Октябрьская, Ушаковская и Выборгская, реки Фонтанки (в сторону Невского пр.) и Обводного канала…
По краям карта обретает здоровые желто–зеленые цвета — идиллию портят лишь отдельные фрагменты (перекресток Ленинского пр. и пр. Маршала Жукова, выход КАД к пр. Энгельса). Один из главных — Московское шоссе, которое по утрам движется со скоростью 2 – 3 км / ч (автомобилисты стараются объезжать по Софийской ул. или Витебскому пр. — и там тоже регулярно образуются пробки). В декабре жители поселка Ленсоветовский и микрорайона Славянка написали петицию на имя Георгия Полтавченко, в которой потребовали, чтобы губернатор взял под личный контроль ход строительства развязки на Московском шоссе. Развязку обещали сдать в октябре 2014 года, потом перенесли сроки на август 2015–го. К счастью, новое жилое строительство там не ведется.
Однако рекордсменами по количеству пробок остаются Василеостровский и Приморский районы.
Остров
Васильевский остров имеет лишь четыре выхода в город — Благовещенский, Дворцовый, Биржевой и Тучков мосты, и пока не построен участок Западного скоростного диаметра, ситуация принципиально не изменится.
Центральный участок ЗСД со съездом на Васильевский остров планируют сдать в 2016 году. А уже с этого года 200 с лишним тысячам василеостровцев предстоит оказаться в еще большей транспортной блокаде, чем прежде: как ожидается, в 2016 году начнется ремонт Тучкова моста (про пропускную способность которого еще 2 года назад говорили, что она в 1,5 раза ниже существующей интенсивности движения — с тех пор ситуация только усугубилась), летом 2015–го закроют на реконструкцию станцию метро "Василеостровская", в 2015 – 2016 годах на Большом пр. будут реконструировать тепловую сеть (с максимальным ограничением движения) и одновременно — строить станцию метро "Горный институт".
"При этом застраиваются территории, прилегающие к "Морскому фасаду". И жилье там возводят отнюдь не дешевое. Власти почему–то считают, что покупатели этого жилья будут ездить до станции метро "Приморская" или "Большой проспект". То есть строительство не сопровождается повышением пропускной способности дорог", — говорит Дмитрий Попов. Уже много лет говорят, что будет застроена жильем и территория "Ленэкспо".
"На Васильевском острове две проблемы, — комментирует руководитель Центра экспертиз "ЭКОМ" Александр Карпов. — С одной стороны, исчерпана пропускная способность мостов. С другой — исчерпана емкость улично–дорожной сети (УДС) по отношению к имеющемуся количеству автомобилей. Напрашивается решение: построить еще мосты. Но они будут моментально сожраны транзитным трафиком. Через Васильевский идет транзитная связь Адмиралтейского района, Петроградки и далее на север. Но даже если предположить, что никакого транзита нет: как только построят новый мост, например Ново–Адмиралтейский, через неделю те жители острова, которые раньше не ездили на машинах, потому что это безнадежно, вытащат свои авто, сядут на них и будут стоять у нового моста. Если построить 10 новых мостов — наверное, людям понадобится существенное время, чтобы купить себе машины и заткнуть Васильевский снова. Но построить 10 мостов нереально — у города нет таких денег. Новое жилое строительство картины не меняет — Васильевский стоял и будет стоять".
На недавнем урбанистическом форуме бывший гендиректор "Ленэкспо" и вице–президент "ЭкспоФорума" Сергей Алексеев, почти всю жизнь проживший на Васильевском, говорил, что жизнь на острове в последнее время превратилась в сплошной стресс: "Транспортные потоки абсолютно непредсказуемы". Смольный обещает развязать василеостровский узел если не к 2017 году, то к ЧМ по футболу — 2018 точно.
Самый большой
Похожая ситуация сложилась с Приморским районом: он не отрезан от остального города водой, но выбраться из самого густонаселенного (более 500 тыс. жителей) района порой не менее сложно, чем с Васильевского острова.
"Какое–то время Приморский был как будто обреченным: железнодорожный переезд на Черной речке был постоянно забит, все плохо было на Планерной ул., — говорит Дмитрий Попов. — Сейчас построили виадук–развязку на переезде на Черной речке, но неожиданно выяснилось, что она не очень–то справляется с потоками, так как с обеих сторон ограничена пропускной способностью улично–дорожной сети".
Со всей ясностью Приморский район осознал, насколько плохо он соединен с городом, после начала капремонта пр. Испытателей — он продлится до IV квартала 2015 года. "Сейчас там есть выход через Парашютную ул. на КАД, но он не очень эффективен, автомобилисты им не слишком активно пользуются. Что касается ЗСД, который приходит на Приморский пр., то он тоже в утренние часы стоит", — добавляет Попов.
При этом Приморский район — в лидерах по приросту квадратных метров жилья. Застройщики заманивают покупателей в том числе хорошей транспортной доступностью. Только в 2015 году в Приморском районе собираются сдать более 400 тыс. м2.
Намечены и новые масштабные проекты, например, на одном из самых пробочных перекрестков — пересечении Коломяжского пр. и Богатырского пр., пр. Испытателей, территории Приморской овощебазы планируется построить 13 преимущественно 30–этажных домов.
"Может быть, со стороны города было бы разумно ограничивать девелоперов? — размышляет заместитель гендиректора Санкт–Петербургского института транспортных систем Елена Ногова. — В городе сейчас, по официальным данным, 5 млн жителей, нужно ли нам 6 млн или 7 млн? Нужно ли городу дальше расширяться? Понятно, что девелоперу это выгодно: он построит и продаст новое жилье. Но проблема инфраструктуры ложится на бюджет города. Решение проблемы могут откладывать на потом годами, люди будут терпеть, но рано или поздно с проблемой придется что–то делать".
Другие
На Петроградской стороне в утренние часы заторы нередки на пр. Медиков и далее на Большом пр., в вечерние, соответственно, в обратную сторону на Большой Пушкарской ул. Это транзитные магистрали, ведущие в центр и обратно через Петроградскую сторону. По утрам пробки на них приходят со стороны Кантемировского моста: район около станции метро "Лесная" стабильно вносит вклад в повышение шкалы "Яндекс.Пробок". Но там практически нет нового строительства — в отличие от пятна Петроградского района близ Кантемировского моста: там возводят сразу три новых жилых комплекса — Scandi Klubb и "Европа Сити" напротив друг друга и далее по Аптекарской наб. — Avenue–Apart.
"Петроградская сторона явно перегружена транзитом, — считает Александр Карпов. — Новые дороги там не построишь, а если возведут новые мосты, они будут так же заткнуты транзитом. Впрочем, на Петроградке хорошо спроектирована улично–дорожная сеть: это одно из немногих мест, где сеть соответствует европейским стандартам по плотности (15,2 км УДС на 1 км2 территории района. — Ред.). Там одна из самых высоких плотностей УДС в пределах городской застройки. Но если новым строительством разрушается сложившаяся сеть — когда тот или иной комплекс строят без улично–дорожной сети — то возникновение пробок там неизбежно. В качестве одного из примеров можно привести "Леонтьевский мыс": это удаленный район, все жители ЖК будут пользоваться машинами, и сам процесс въезда в квартал будет создавать заторы".
Среди других трудных точек на карте Петербурга, где при очевидных проблемах с трафиком (утром и вечером "Яндекс.Пробки" стабильно показывают менее 10 км / ч) ведется новое строительство, — участок около станции метро "Пролетарская" в Невском районе (комплексы "Невская застава" и "Молодежный" — среди построенных, в процессе строительства — "Александрия" и другие), аппендикс Ленинского пр. от пр. Маршала Жукова к Невской губе в Красносельском районе (более десятка построенных объектов за последние годы плюс около пяти строящихся — "Огни залива", "Южная акватория" и другие).
По мнению Александра Карпова, опасения вызывает и Московский пр.: "В районе станции метро "Фрунзенская" застраивается "Петмол", там нет никаких новых дорог — просто взяли кусок промзоны и застроили без увеличения плотности УДС. То же самое — часть территории завода "Электросила". Есть еще комплекс за Новодевичьим монастырем — он как вишенка на торте".