"Группа ЛСР" Андрея Молчанова договорилась с "Евроцемент Груп" о фиксации цены на цемент на прошлогоднем уровне. Это позволит ей не поднимать цены на бетон, чего не скажешь о конкурентах — треть из них не переживет кризис.
Компания
"Евроцемент Груп"
Филарета Гальчева, которая в январе приобрела у "Группы ЛСР" Андрея Молчанова цементный завод в Сланцах, уже в феврале на 5% подняла цены для потребителей. Но "Группы ЛСР", которая контролирует почти 20% бетонного рынка, это повышение не коснулось. Для нее цены на весь 2015 год зафиксированы на прошлогоднем уровне. Соответствующий договор был подписан накануне продажи цементного завода.
Эксперты говорят, что желание "Группы ЛСР" снизить издержки в кризис оправданно. Другие застройщики также предпринимают шаги по оптимизации бизнеса. Но ценовая привилегия для лидера может привести к массовому закрытию бетонных узлов в регионе.
Договорились по–братски
С покупкой цементного завода "Евроцемент Груп" получила под контроль более 60% регионального цементного рынка. После повышения цены, которое предпринял новый лидер рынка, среднерыночная стоимость тонны цемента самой ходовой марки составляет 3,6 тыс. рублей (с учетом НДС и стоимости доставки) — по такой цене цемент из Сланцев получают все покупатели, кроме "Группы ЛСР". Игроки рынка, опрошенные "ДП", рассказали, что в феврале цены на цемент, произведенный в Пикалево, выросли на 200 рублей за тонну, а для покупателей цемента в Сланцах производитель отменил все бонусы, что эквивалентно росту цен на 250 рублей за тонну.
Но, как выяснилось, рост цен обошел стороной крупнейшего игрока на рынке бетона, основным сырьем для которого является цемент, — "Группу ЛСР", которая контролирует 18% рынка и является ориентиром для других компаний, в том числе в ценообразовании. Как и предполагал "ДП", в декабре 2014 года, во время обсуждения условий сделки с "Евроцементом", компания "ЛСР–цемент — Северо–Запад", владевшая заводом в Сланцах, заключила с "ЛСР Базовые материалы — Северо–Запад" договор (копия есть в распоряжении "ДП"), который зафиксировал для холдинга цены до декабря 2015 года на среднем уровне от 2,7 тыс. до 3,3 тыс. рублей за тонну в зависимости от марки.
Управляющий "ЛСР — Базовые" Василий Кострица говорит, что "Евроцемент" был в курсе дополнительного соглашения при покупке предприятия в Сланцах. "Это не обременение сделки, а нормальный дисконт на крупные объемы поставок. Мы потребляем 500 тыс. т цемента в год — это рекорд для Северо–Запада. Так что в любом случае с "Евроцементом" у нас была бы эксклюзивная по цене сделка. Конечно, продав завод, мы могли выбрать нового поставщика, но мы не стали этого делать", — говорит он.
В пресс–службе "Евроцемент Груп" заверили, что "высоко ценят партнерство с ЛСР", но на конкретные вопросы "ДП" не ответили. А пресс–служба ФАС РФ, куда обратился "ДП", заявила, что в данной ситуации антимонопольное законодательство не нарушено. "Евроцемент" должен сохранить все заключенные прежде договоры. И в течение месяца предоставить регулятору свою торгово–сбытовую политику", — отметили в ФАС.
Количество и качество
Эксперты считают, что избирательная ценовая политика "Евроцемента" будет иметь самые негативные последствия для смежного бетонного рынка. "Подорожал не только цемент. Цены добавок в бетон выросли на 40%, а дизельное топливо подорожало на 10%. Чтобы выжить, нам нужно поднять цены на продукцию на 150 рублей за 1 м3 (на 5%). Но мы не можем это сделать, поскольку высок риск потерять покупателей. Они уйдут к той же "Группе ЛСР", которая держит цены на прежнем уровне, имея льготу от "Евроцемента", — говорит гендиректор "Лидер–Бетон" Сергей Янкин. По его прогнозу, производители бетона, не выдержав конкуренции, начнут закрывать заводы.
С коллегой согласен гендиректор компании "Пилигрим" Андрей Мукосеев. "В себестоимости бетона 70% занимает цена на цемент. Так что большая и эксклюзивная скидка на него для кого–то одного ставит крест на принципах добросовестной конкуренции на рынке. Это приведет к массовому закрытию бетонных заводов", — говорит он.
Правда, гендиректор компании
"Решение" Александр Батушанский говорит, что минимум половина производителей бетона должна была уйти с рынка еще в далеком 2012 году. "Значительная часть компаний работает в минус или с нулевой рентабельностью. Вероятно, этот год не переживет треть компаний. А в идеале с рынка должны уйти 60–70% фирм. Тогда данный сегмент по–настоящему оздоровится", — уверен он.
Производителей бетона беспокоит и вероятность появления на рынке фирм, которые в погоне за маржой начнут экспериментировать с качеством продукции. "Нет никаких гарантий, что не повторятся аммиачные скандалы и истории с обрушением зданий из–за низкого качества стройматериала", — рассуждает Сергей Янкин.
"Качество бетона контролируют только застройщики. А для многих из них в кризис фактор цены становится, к сожалению, важнее фактора качества. И вероятность поставок плохого бетона на стройки возрастает", — согласен гендиректор "Беатона" Михаил Мосин. "Придется выживать в новых рыночных условиях", — резюмирует Андрей Бибиков из "Такси–бетон".
Время оптимизации
В наступившем году, по прогнозу экспертов, строительный рынок Петербурга сузится. "Продажи жилья упадут на 30%, а объемы строительства — на 35%", — считают эксперты NAI Becar.
Застройщики на пороге кризиса разными способами снижают издержки.
Та же "Группа ЛСР" закрыла бетонный бизнес в Москве, ссылаясь на его низкую рентабельность, и продала завод в Сланцах, чтобы избавиться от валютных долгов. Так что фиксация цены на цемент — очередной шаг компании на этом пути.
"Это на 10% снизит себестоимость строительства", — считает гендиректор компании Илья Еременко. Гендиректор "УНИСТО Петросталь" Арсений Васильев сообщил, что его компания в этом году запустит производство ЖБИ, что сократит затраты на строительство примерно на 4%.
Совладелец "Дальпитерстроя" Аркадий Скоров и первый заместитель гендиректора ГК "Пионер" Константин Ковалев рассказали, что их компании уже рассматривают отечественное инженерное оборудование, которое в перспективе заменит импортные аналоги. "Наше до 40% дешевле", — уточнил Аркадий Скоров.
"С декабря себестоимость проектов выросла на 7%. Чтобы сохранить маржинальность, компании подняли цены на 10–15%. Тенденция сохранится", — заключил вице–президент NAI Becar Илья Андреев.
Для просмотра в полном масштабе кликните по инфографике - картинка откроется в новом окне
“
Застройщики активно снижают издержки. Первое, что делают, — сокращают штаты. Особенно офисных сотрудников и специалистов, которые отвечают за стратегическое планирование, согласование новых проектов и проектирование. В кризис — не до развития: завершить бы начатое. Второй путь оптимизации — договоры с подрядчиками об оплате их услуг квартирами. Очень многие на это идут, хотя высок риск демпинга. Также возобновились переговоры с органами власти по поводу снижения социальной нагрузки и инфраструктурных каникул. На время кризиса возможна пауза в этих выплатах.
Алексей Белоусов
вице–президент Объединения строителей СПб
“
Чтобы оптимизировать расходы, мы решили отказаться от дополнительного офиса, взятого в аренду в прошлом году. Также прорабатываем вопросы импортозамещения некоторых материалов. Кроме того, мы стараемся заключать с поставщиками отечественных материалов (некоторые из них подорожали на 7–20%) долгосрочные договоры для получения максимальной скидки. А поскольку строительство у нас ведется очередями, если ситуация ухудшится, мы притормозим продажи в последующих очередях до выравнивания рынка.
Сергей Ярошенко
гендиректор ООО "УК "КВС"
“
Мы провели оптимизацию еще до кризиса. Летом 2014 года в структуре холдинга мы выделили проектное бюро "О2 Проектирование". Также в группу компаний входит генподрядная организация "Строй–ресурс". Изначально мы были нацелены на то, чтобы выполнять полный цикл работ. Так что в этом плане мы построили очень устойчивую систему. Но, конечно, себестоимость строительства в связи с ослаблением рубля возросла в среднем на 10–15%, отдельные материальные ресурсы подорожали на 20%. К сожалению, избежать дополнительных расходов не получится ни у одного игрока.
Виктор Осокин
председатель совета директоров О2 Group