За три года на дороги в Крыму потратят 107 млрд рублей. На полуострове уже регистрируются дорожные строители из Северо-Запада - к началу февраля их было уже семь. Однако лидеры петербургского дорожно–строительного рынка в Крым не спешат.
На сегодня в Республике Крым и Севастополе зарегистрировано семь компаний со специализацией "дорожное строительство", учредителями которых являются выходцы с Северо–Запада. По словам самих инвесторов, они стремятся подготовить производственную базу к 2016 году, когда начнется освоение выделяемых на строительство крымских дорог 107 млрд рублей.
Первопроходцы
Первым еще 24 апреля 2014 года, через неделю после вхождения Крыма в состав России, свою "дочку", ООО "РДС–Крым", открыло петербургское ЗАО "ПО "Росдорстрой" (по 50% у Андрея Коваленко и Павла Назарова). А после майских праздников в Симферополе было зарегистрировано ООО "Базис–Петролеум", 95% которого принадлежит петрозаводской компании "Карелдортранс" Михаила Решетникова.
В июле 2014 года владелец петербургской компании Evolution (оборот в 2014 г. — 500 млн рублей), поставщик дорожно–строительной техники, Игорь Кравченко основал в Крыму ООО "Доринвест–Крым", которое эту технику уже не продает, а использует. "Мы создали две производственные базы, завезли 60 единиц техники и уже в 2014 году получили генподряд на ремонт дорожной сети Республики Крым, — рассказывает Игорь Кравченко. — Инвестиции в создание бизнеса в 2014 году составили 400 млн рублей, в 2015–м планируем вложить еще 300 млн. Это позволит нам выполнять контракты объемом 1–1,5 млрд рублей в год".
В октябре симферопольскую "дочку" ООО "Крымпроект" зарегистрировала группа "Дорсервис" (оборот в 2013 г. — около 1 млрд рублей). В компании воздержались от комментариев.
В декабре бизнесмен Сергей Семенов с разницей в 2 дня в Симферополе и в Севастополе зарегистрировал соответственно ООО "Импульсстрой" и ООО "Энергостройконсалтинг". Последним — буквально 22 января 2015 года — на крымский дорожно–строительный рынок вышло совместное предприятие петербургского ЗАО "Петростройкомплект" Кирилла Филогриевского и инвесткомпании "Пантикапей" (Ленобласть) Дмитрия Яковенко — ООО "ИДК".
Интересно, что наиболее крупные из перечисленных игроков дорожно–строительного рынка Петербурга — и "Дорсервис", и "Росдорстрой" — вышли на крымский рынок на фоне острого дефицита заказов на родине. По данным СПАРК, портфель заказов у "Дорсервиса" в последние годы "похудел" почти с 700 млн до 60 млн рублей, а у "Росдорстроя", — почти с 11 млрд до 600 млн рублей.
Большие планы
Между тем в ближайшие 3 года дорожно–строительный рынок Крыма ожидает финансовое вливание в объеме 107 млрд рублей: это больше, чем получат рынки Петербурга и Ленобласти, вместе взятые. "Пока что эти деньги в экономику региона еще не поступили, сейчас идет подготовительная работа, — говорит Дмитрий Яковенко. — Выстраивается с нуля вся система госзаказа. Основные работы начнутся в 2016 году, и к этому времени мы будем готовы". По его словам, в Крыму практически нет современной дорожной техники, всю производственную базу надо завозить с материка.
Как говорит Дмитрий Яковенко, объем работ в Крыму настолько огромен, что его хватит всем, кто туда придет. "Местные компании там просто зашиваются: они 20 лет занимались ямочным ремонтом, и быстро перестроиться им тяжело". По словам Игоря Кравченко, конкуренции с крымскими компаниями он тоже практически не чувствует. "Мы в общем и не конкурируем, а, наоборот, стараемся помогать. Внедряем специалистов, технологии".
Большие ждут моста
Между тем лидеры петербургского дорожно–строительного рынка в Крым не спешат. По мнению главы Ассоциации предприятий дорожного комплекса СПб Юрия Агафонова, это связано с дефицитом сыпучих материалов.
"В прошлом году туда ездил "Дорожник", но оказалось, что ни песка, ни щебня там своего нет, а завозить по морю — они золотыми будут, — говорит он. — По этой причине, мне говорили, в 2014 году там не могли освоить даже 4,5 млрд рублей".
"Они там в Крыму хотят все делать сами и совсем не ждут прихода никого из Москвы и Петербурга, — говорит глава ассоциации "Дормост" Кирилл Иванов. — Политика выстроена так, что генподряд никому из нас не дадут. А вот у небольших фирм есть шанс встроиться в эту систему: ведь у местных ни опыта серьезного дорожного строительства, ни технологий современных просто нет. И поработать на субподряде с хорошей техникой, показать местным, как надо делать, — это и правда возможно".