Стоматологические клиники Петербурга повышают стоимость услуг на 5-40%

Автор фото: Кульгун Андрей

На фоне падения курса рубля стоматологическим клиникам Петербурга приходится повышать цены. Рост стоимости услуг составил от 5-10% до 35-40%. Чтобы сохранить клиентов, клиники перестраивают бизнес и ищут недорогие материалы.

Стоматологические клиники находятся в напряженном ожидании: из–за повышения закупочных цен на импортные материалы и оборудование от 30 до 100% им приходится поднимать цены на услуги, чтобы компенсировать убытки. Прейскурант отреагировал неоднородно: рост цен в клиниках составил от 5 – 10% до 35 – 40% в зависимости от видов услуг. Сами стоматологии решают, как экономить, и если повышать цены, то как делать это плавно и незаметно. Главная дилемма: сохранить клиента, пожертвовав на время рентабельностью, или повысить цены, рискуя потерять пациентов. Материалы дорожали постепенно, резко подскочив на 60 – 80% в начале 2015 года. Генеральный директор сети центров имплантации и стоматологии "ИНТАН" Ирина Сапожникас говорит, что еще с конца 2014 года поставщики материалов поэтапно поднимали закупочные цены, увеличив их в итоге вдвое по сравнению с серединой 2014 года. "Сейчас цены у поставщиков меняются каждый день, так как они привязаны к курсу евро", — рассказывает специалист. Позволить себе подобную стратегию клиники не могут. "Поэтому цены на некоторые услуги повысились на 5 – 10%", — объясняет генеральный директор.

Экономные интерьеры

Многие клиники вместо значительного увеличения цен пытаются уменьшить производственные издержки, также отказываясь от дополнительных расходов, не связанных напрямую с лечением пациентов. Например, экономят на украшении интерьеров. "Те же, кто будет только повышать цены, рискуют потерять клиента. Результатом может стать сокращение штата сотрудников, а возможно, и закрытие нерентабельных клиник", — предвидит Ирина Сапожникас.
Со специалистом соглашается генеральный директор стоматологической клиники "Дентал Хауз" Эльчин Алескеров, говоря, что вскоре конкуренция несколько ослабеет. "Выстоят клиники, помещения которых находятся в собственности", — считает эксперт. Эльчин Алескеров говорит, что именно отсутствие трат на аренду позволяет его клинике вести щадящую ценовую политику. Несмотря на то что по сравнению с прошлым годом цены на материалы увеличились почти на 100%, стоимость услуг, включающих использование иностранных препаратов и материалов, в клинике увеличилась только на 20 – 25%. "Конечно, это отражается на прибыли, но это наши меры по сдерживанию роста цен. Мы будем повышать цены и дальше, но плавно, в зависимости от экономической ситуации", — пояснил Эльчин Алескеров.
Пока клиники в основном работают за счет запасов материалов, купленных в прошлом году. Этого хватит на 1 – 2 месяца. Генеральный директор ЗАО "Меди" Марина Касумова сообщила, что клинике удается сдерживать цены за счет поставщиков, с которыми налажено давнишнее партнерство. Например, швейцарская компания Straumann зафиксировала для клиники цены на свои имплантаты на уровне ноября 2014 года. "В среднем цены на услуги клиник выросли в пределах 10%", — подчеркнула Марина Касумова.
В клинике "Ибн Сина" также поделились, что планируют удерживать цены за счет ранее произведенных закупок. "Цены на пломбы сохранились на прежнем уровне, изменения в среднем на 40% произошли только на имплантацию и костный материал", — рассказали специалисты стоматологической клиники.

Ипортозамещение

Проблему могло бы решить импортозамещение, но в основном только в части расходных материалов вроде дезинфицирующих средств, повязок, некоторых видов инструментов. "Остановить удорожание услуг, отказавшись от покупки импортных медицинских средств, нельзя: не всегда можно найти достойные аналоги", — уверена Ирина Сапожникас. Чтобы частично снять нагрузку на кошелек клиентов, клиники, работающие только на импорте, ищут альтернативу дорогим материалам из Америки и Европы. В клинике "Полидент" рассказали: так как отечественных аналогов мало, специалисты пробуют использовать материалы из Кореи, а также прежде малоизвестных европейских фирм.
Клиники готовы предлагать пациентам аналоги дешевле прежних, например недорогой пломбировочный материал. Однако, несмотря на все предпринимаемые меры, традиционное уменьшение потока клиентов в январе плавно перешло и на февраль. "Падение клиентского потока — около 30%, предугадать, как ситуация развернется дальше, пока нельзя", — сетуют в клиниках. Специалисты отмечают, что на российском рынке платных медицинских услуг доля стоматологии самая большая. По оценкам департамента корпоративных финансов инвестиционного банка "КИТ Финанс", объем рынка стоматологических услуг в стране может составлять от $2,5 до $3 млрд в год при общем объеме рынка платной медицины $4 – 5 млрд в год. В Петербурге работает не менее 30 – 35 клиник, имеющих больше пяти –шести филиалов, в том числе "Меди", "Стома", "Все свои", "Мой зубной", "Полидент+", "Радикс", "Ибн Сина" и многие другие.

Для просмотра в полном масштабе кликните по инфографике - картинка откроется в новом окне
Повышение цен случается на нашей памяти уже в четвертый раз — в каждый кризис, и уже можно сказать, что со временем все придет в норму: сейчас пациентов будет меньше, потом как обычно. У клиник, работающих только на импортных материалах, рост цен составил 20%. Это меньше, чем нужно, — компенсируются только затраты на материал, не прибавляя ничего за услуги специалистов. Замена импорту есть на российском рынке, но пока в большинстве это только вспомогательные материалы — жидкости, пасты, повязки.
Лев Петросян
директор ООО "Лета", к. м. н.