Компания "Объединенные стекольные заводы", подконтрольная основному владельцу BCM Group Александру Крепаку, инвестировала 300 млн рублей в реконструкцию завода в Луге и вложит столько же в завод в Тверской области.
Компания "Объединенные стекольные заводы" подконтрольна Александру Крепаку — основному владельцу BCM Group (управляет недвижимостью, в том числе бизнес–центрами "Мариинский", "Дом Тургенева" и "Буревестник"). Прошлым летом в Луге (Ленобласть) компания после реконструкции запустила завод "Петербургское стекло", в нее было инвестировано около 300 млн рублей. Мощности производства выросли вдвое (до 4 млн бутылок в месяц — для шампанского, винные бутылки, бутылки для кагора). Срок окупаемости составит 5 лет.
Как поясняет гендиректор предприятия Федор Крепак, завод приобрели в 2003 году, каждые 8 – 10 лет необходимо проводить реконструкцию стекловаренных печей. Еще один завод, "Борисовское стекло", был приобретен в 2007 году, его планируется модернизировать, вложив около 300 млн рублей. Он будет производить как медицинское, так и пищевое стекло, ввод в эксплуатацию намечен на 2016 год.
Потребители продукции — это "Вилаш", "Игристые вина", "Северная Венеция", "Бальзам", часть продукции пойдет на экспорт. Оборот завода — около 450 млн рублей в год. В сегменте бутылок для шампанского в СЗФО компания оценивает свою долю в 30%, в сегменте винных бутылок — в 20%. "Объединенные стекольные заводы" — небольшой производитель, отмечает Федор Крепак, но это позволяет не затаривать склады и регулировать объемы производства в соответствии со спросом.
Пить стали меньше
Объем рынка стеклотары в России составляет 70 млрд рублей в год, по оценкам Руслана Смирнова, директора проекта "Инвестиции 101". Среди крупных производителей — "Экран" в Новосибирске, "Северскстекло" в Томске, в Приволжском округе "Салаватстекло", в Ленобласти — "Русджам — Кириши". Согласно Росстату, в 2014 году было произведено бутылок из стекла 10,45 млн штук, что на 5,64% меньше, чем в 2013 году, отмечает Дмитрий Баранов, эксперт УК "Финам Менеджмент". По его словам, это следствие не только кризиса, но и того, что производители стали чаще использовать нестеклянную тару.
По данным
Росстата
, потребление игристых вин на Северо–Западе в 2014 году упало до 2 млн 974 тыс. дал с 3 млн 55 тыс. дал в 2013 году, вина — до 7 млн 216 тыс. дал с 8 млн 271 тыс. дал в 2013 году. Вместе с этим снизились объемы производства: вина на 5%, шампанского на 9%, водки на 22% и пива на 8%. Так что российские стеклозаводы переживают непростые времена.
Кроме того, по словам Федора Крепака, кризис сказался на себестоимости производства: цены на кальцинированную соду на рынке выросли на 20 – 40%, растут цены на энергоресурсы, упаковочные материалы. "Мы не можем поднимать цены на продукцию пропорционально, так как находимся на высококонкурентном рынке", — констатирует он.
Выживут сильнейшие
Директор по развитию бизнеса "Русджам" Виктор Долгов говорит, что маржинальность падает. "Объемы потребления алкоголя падают (в Ленобласти завод производит тару для пива и водки). Объемы производства стараемся не снижать, но понятно, что выживут только сильнейшие. Сейчас очень заманчивы перспективы экспорта, например, мы часть продукции экспортируем", — говорит он.
Импортная стеклотара и до девальвации рубля была дороже российской на 20 – 30%, теперь эта разница составляет 40 – 60%, говорят эксперты.
Глава клуба профессионалов алкогольного рынка Петербурга Максим Черниговский, наоборот, отмечает, что сейчас идет активное импортозамещение на рынке алкоголя, ретейлеры ищут новых поставщиков, так как импортная продукция подорожала и спрос на нее упал. "Так что потребность в отечественной стеклотаре вырастет соразмерно объемам импортозамещения. По винодельческому рынку это более 25%", — говорит он.