Владелец холдинга "Евросиб", петербургский миллиардер Дмитрий Никитин просит РЖД продать ему 51% акций ОАО "Северо–Западная пассажирская компания", чтобы сделать на электричках прибыльный бизнес.
Холдинг
"Евросиб" Дмитрия Никитина, входящий в десятку крупнейших железнодорожных операторов РФ, ведет переговоры со Смольным и с РЖД о покупке контрольного пакета акций ОАО "Северо–Западная пригородная пассажирская компания" (СЗППК). Доля РЖД в капитале компании — 74%, Петербургу принадлежит 26%. Основная функция перевозчика — организация пригородного сообщения в семи регионах СЗФО и в Тверской области. Годовой оборот компании — около 5 млрд рублей, но ее деятельность без учета госдотаций убыточна.
Дмитрия Никитина это не смущает, он готов взять на себя все риски и социальную ответственность. По его мнению, пригородные пассажирские перевозки можно сделать прибыльным бизнесом.
Эксперты отмечают, что диверсифицировать бизнес Никитина заставляет неблагоприятная конъюнктура в секторе грузовых перевозок: грузовая база сокращается, конкуренция обостряется. На этом фоне вполне логично занять место в сегменте пригородных пассажирских перевозок, которые будут востребованы всегда и имеют существенный потенциал роста, по мнению экспертов, с 77 млн пассажиров до 90–100 млн в течение 2–3 лет.
Тем более что складывается благоприятная политическая ситуация для вхождения в капитал пригородных пассажирских компаний. Президент РФ Владимир Путин недавно обрушился с критикой на руководство РЖД, которое осмелилось отменить электрички в ряде регионов из–за больших убытков. На этом фоне руководство РЖД, возможно, охотнее откликнется на инициативу частного бизнеса. Ведь это удобный способ не только привлечь капитал в пригородные перевозки, но и переложить ответственность за неудачи на предпринимателей.
Бесприданница
"Нам показалось возможным развивать Северо–Западную пригородную компанию. В идеальном варианте — объединить все составляющие этого бизнеса (эксплуатацию, ремонт, производство) в единое целое, чтобы создать на этой базе единую технологию работы рельсового транспорта. Все можно обслуживать непосредственно в регионе, чтобы деньги не уходили", — говорит Дмитрий Никитин.
По его словам, "Евросиб" интересует пакет акций не меньше контрольного, для того чтобы внедрять свою политику и технологии. "Мы подали заявку в РЖД на возможность приватизации и входа в капитал СЗППК. Мы понимаем всю социальную ответственность, которая ложится на оператора, в связи с чем хотелось бы иметь возможность влиять на коммерческую и техническую политику компании. Но мы также понимаем, что РЖД, как основной владелец инфраструктуры, заинтересованы и должны быть представлены в капитале компании, что, собственно, составляет предмет переговоров", — добавил миллиардер. Однако он не готов назвать объем инвестиций в новый бизнес, так как на балансе СЗППК пока еще нет имущества, необходимого для ведения деятельности.
Стоп реформа!
В 2006 году в рамках реформы железной дороги ОАО "РЖД" совместно с властями субъектов Федерации начало создавать пригородные пассажирские компании. Суть бизнеса появившихся перевозчиков свелась к взиманию платы за проезд с пассажиров, а также с региональных бюджетов, которые с 2011 года выступают в роли заказчиков пригородных перевозок.
Также предполагалось, что пригородные компании получат в распоряжение имущество, необходимое для ведения бизнеса, прежде всего подвижной состав. Однако до сих пор большинство "дочек" РЖД арендуют электропоезда и объекты инфраструктуры у других "дочек" РЖД.
В этом и заключается, по мнению экспертов, главная причина убыточности пригородных перевозчиков, так как стоимость аренды постоянно растет, а доходы от продажи билетов не компенсируют затрат полностью. Хотя проезд стремительно дорожает — с начала года СЗППК повысила стоимость разового проезда по Петербургу и области на 10–12%, а цена абонемента для проезда по Ленобласти взлетела на 40%. Покрывать убытки должны региональные власти, но в их бюджетах не хватает на это средств. В итоге РЖД закрывают убыточные маршруты.
А вот и инвестор
В начале 2015 года политика сокращения маршрутов вызвала протесты населения в Вологодской, Новгородской, Псковской областях, где были отменены почти все электрички.
Президент РФ
Владимир Путин потребовал вернуть электропоезда и ускорить реформы. На высказывания президента оперативно отреагировала Счетная палата: в начале февраля она опубликовала отчет, в котором обвиняет РЖД в затягивании реформы.
Однако в РЖД объяснили, что не могут передать имущество пригородным компаниям, поскольку их совладельцы — субъекты Федерации не готовы внести в капитал денежные средства, необходимые для сохранения долей в компаниях.
На этом фоне предложение частного инвестора может оказаться как нельзя кстати. Дмитрий Никитин говорит, что ведет переговоры и с РЖД, и с комитетом по транспорту Смольного, но результата пока нет. В РЖД на запрос "ДП" не ответили, а в комитете по транспорту сообщили, что на сегодняшний день разрабатывается бизнес–план участия "Евросиба" в составе акционеров СЗППК, РЖД направили потенциальному инвестору письмо с содержанием основных аспектов акционерного соглашения.
"По результатам рассмотрения материалов будет приниматься решение о формах и размере участия Петербурга в капитализации СЗППК", — сообщили в комитете.
По мнению Дмитрия Никитина, при существующей бизнес–модели вывести СЗППК из кризиса невозможно — все экономические параметры компании задаются РЖД, структуры которой владеют инфраструктурой и подвижным составом.
"При разумном подходе пригородные перевозки могут быть безубыточными за счет объединения прибыльных и убыточных направлений. Например, инфраструктура железнодорожных станций прибыльна не сама по себе, а ее доход обеспечивается пассажиропотоком, который генерирует перевозчик. Эффективный менеджмент и логичные принципы организации бизнеса позволят найти баланс между потребностью населения в перевозках, обеспечением социальных гарантий и прибыльностью компании, что позволит приступить к обновлению подвижного состава", — уверен миллиардер.
Глава агентства
Infranews
Алексей Безбородов полагает, что передача подвижного состава облегчит на определенный период времени жизнь СЗППК, но ненадолго. "Того подвижного состава, что есть, на долгую и счастливую жизнь не хватит. Входить в этот бизнес имеет смысл только ради получения бюджетного финансирования. СЗППК функционирует на редко заселенных территориях и прибыльной быть не сможет", — полагает эксперт. Андрей Карпов, глава аналитического бюро "Дорн", напротив, считает правильной и закономерной эволюцию "Евросиба" в направлении пассажирских перевозок, поскольку грузовая база сокращается, усиливается конкуренция, а пригородные перевозки будут востребованы всегда.
Для просмотра в полном масштабе кликните по инфографике - картинка откроется в новом окне