Рецензия Льва Лурье на романы Джона Ле Карре "Звонок мертвецу" и "Убийство по–джентльменски".
В издательстве
АСТ
вышел томик Джона Ле Карре, включающий два впервые опубликованных в России романа — "Звонок мертвецу" и "Убийство по–джентльменски".
Ле Карре — непревзойденный мастер шпионского триллера, каждая книга которого обречена на сенсационный успех: переводы на десятки языков; 13 голливудских экранизаций. Первый большой успех пришел к писателю еще в 1963 году, после романа "Шпион, который пришел с холода" про поединок генерала советской разведки, известного под прозвищем Карла, и английского контрразведчика Джорджа Смайли. С тех пор и до конца холодной войны коммунистический фанатик Карла и похожий на Пиквика, лишенный мужского шарма, немолодой толстячок Смайли будут противостоять друг другу в бестселлерах Ле Карре.
На русский язык писателя стали переводить только в 1990–х, и это понятно. Профессиональный шпион, отчаянный патриот Великобритании, он был непримиримым антисоветчиком. Перевели все его книги, кроме двух дебютных романов.
Первые книги в будущем знаменитых авторов часто неудачны. Гоголь начинал "Ганцем Кюхельгартеном", Тургенев — поэмой "Параша". Но неизвестный в России дуплет Ле Карре стоит прочесть всем почитателям его творчества. Может быть, эти два романа и не шедевры, но в них есть уже все, что будет позже привлекать к нему читателя.
Несчастный Смайли, джентльмен, выпускник Оксфорда, начал работать на МИ–5 во время Второй мировой. К началу 1960–х все в его жизни складывается неудачно. Аристократическая супруга уходит к знаменитому автогонщику. Разведка, бывшая во время войны братством интеллектуалов, превращается в скучную контору, которой руководят отвратительные карьерные бюрократы. Уже готовящемуся к отставке Смайли поручают рутинную проверку анонимного доноса. Некий Феннан, работающий в МИДе, обвиняется в том, что много лет назад, будучи студентом, сочувствовал коммунистам. Смайли разговаривает с Феннаном и убеждается — обвинение ни на чем не основано. Он пишет об этом докладную, а в это время дипломат неожиданно кончает жизнь самоубийством.
Начинается расследование. Будут еще два трупа, встреча с бывшим собственным агентом из Германии, драки, стрельба. Смайли, как всегда, одержит победу над противниками из ГДР и собственным скудоумным начальством. Это — "Звонок мертвецу".
"Убийство по–джентльменски" обходится без шпионажа. Маленький религиозный журнальчик, где работает ушедшая из разведки после войны давняя сослуживица Смайли, получает письмо от постоянной подписчицы, жены учителя привилегированной школы для мальчиков: ей кажется, что муж собирается ее убить. Смайли обещает разобраться и по приезде в Карн, где находится школа, узнает: женщина и вправду только что зверски убита. Коллектив педагогов — настоящий террариум, мотив для преступления есть, кажется, у любого. Смайли, будто решая шахматную задачу, медленно и неуклонно находит решение.
Тупые начальники, претенциозные аристократы, дождь как из ведра, нелепые костюмы Смайли, его острый ум и невероятное мужество, несвойственное, кажется, этому типичному ботанику, — все это часть мира, в который вы погрузитесь, читая Ле Карре. Пусть первые его вещи скорее похожи на Агату Кристи, а зрелые романы скорее на Грэма Грина.