В этом тексте мы похоронили несколько когда-то популярных убеждений, которыми до сих пор пользуются в ряде компаний. Надеемся, эта страница - последнее место, где вы их увидите.
Успели ли уже вы этим прекрасным мартовским днем запрячь свою лошадь и прокатиться с ветерком по КАД в комфортабельной деревянной повозке?.. Нет, вы снова не угадали, нам все еще не разрешают пить спиртное прямо на работе и никакие тяжелые предметы на нас не падали. Просто хотелось, чтобы вы прочувствовали абсурдность ситуации. Помните, мы вам рассказывали, что пора бы забыть о клиенте, который якобы всегда прав? Так вот, мы тут собрали еще несколько таких же отживших свой век утверждений, декламируя которые вы тоже далеко не уедете. Хотя уехать, может, и уедете, но дело в качестве езды. Ну как с лошадью, помните? Этот текст мы тоже, пожалуй, посвятим всем мудрым боссам (и тем, кто хочет таковыми стать), а также тем, кто совсем разочаровался в интеллектуальных способностях своего начальника и сомневается, что тот хотя бы умеет читать.
Ошибки – это катастрофа
Эмм, вообще-то нет. Но если очень в это верить и пытаться убедить в этом сотрудников, то они начнут подергиваться от нервного тика, спровоцированного слишком сильным давлением на них, будут еще больше ошибаться, и вот тут уже и до реальной катастрофы недалеко. Если постоянно терроризировать сотрудников идеологией вечного успеха, вот что получится:
- под давлением они будут работать менее эффективно;
- они будут бояться признаваться в ошибках;
- они будут закрывать глаза на верные признаки того, что дела идут не так.
Это все особенно актуально для ситуаций, когда сотрудников штрафуют за каждую ошибку или еще как-то карают за оплошности. Правда в том, что люди - создания живые и ничто человеческое им не чуждо, включая совершение случайных ошибок. Не надо никого за это казнить. Пока ученые не придумали роботов, которыми можно будет заменить всех работников, придется с этим жить. А когда изобретут, вас, кстати, тоже заменят роботом, так что не стоит так уж сильно ждать этого сказочного события.
Во что верить теперь? Все совершают ошибки. Придется смириться.
Все личное должно оставаться за пределами офиса
Нам действительно очень интересно, как себе это представляют работодатели. Вот живет себе человек, весь из себя личность, а потом приходит на работу - и все, он просто сотрудник номер 427, выполняющий вверенные ему функции, потом выходит из офиса и - оп! - снова личность. Да, наверное, именно так и представляют. Говорят, Генри Форд (явный приверженец этого утверждения) жаловался: «Зачем мне рабочие с мозгами, мне нужна всего-навсего пара рабочих рук!» Мистер Форд, конечно, был большим молодцом, но это все было очень давно. Современный бизнес одними руками не построишь. Да и мозг тоже уже всего не решает. Нужны именно личности, увлеченные, разносторонние, брызжущие идеями. Так что заставлять сотрудников и самого себя превращаться в обезличенное, вечно впахивающее создание на 8 часов рабочего времени в день – это все равно что похоронить свой бизнес в соседней с динозаврами могиле. Возможно, именно увлечение секретарши макраме когда-нибудь спасет вашу компанию. Ладно, это мы, конечно, утрируем. Хотя… если настанут совсем суровые времена, она сможет оплести бизнес-центр шерстяными нитками, и вы сэкономите на отоплении.
Во что верить теперь? Люди должны оставаться собой, и на работе тоже.
Никто не будет работать без пинка
Все люди – ленивые скотины и ни за что не будут работать, если их не заставить. Так было модно думать еще во времена рабовладельческого строя или крепостного права. Конечно, если людей заставить работать бесплатно, то - да, их придется все время контролировать и подгонять. И желательно стоять у них все время над душой с каким-нибудь устрашающим орудием пыток и периодически применять последнее. Но, если вы вдруг не успели заметить, времена сейчас немного другие. И если сотрудники готовы работать только из-под палки, значит, где-то руководитель свернул не туда. Или сотрудникам совершенно неинтересна их работа, то есть команда подобрана абы как и абы где. Или существуют какие-то серьезные проблемы с мотивацией (может, зарплата сотрудников так мала, что ей впору приписать приставку нано, а труд может приравниваться к рабскому). А правда между тем в следующем: хорошо подобранная и грамотно мотивированная команда будет работать, даже когда начальник в отъезде. Но у начальника всегда есть шанс все испортить: если начать обращаться с сотрудниками как с рабами или малыми детьми, за которыми нужен глаз да глаз, то они разочаруются в своей работе и начнут делать так мало, как только возможно. А вот если к ним отнестись как к взрослым эффективным профессионалам, то они удивят всех своими трудовыми подвигами.
Во что верить теперь? Хорошее отношение к сотрудникам – залог хорошей
работы.
Увеличение рабочих часов – единственный способ преуспеть
Казалось бы, все логично, чем больше времени уделишь работе, тем выше будет эффективность. И чтобы обскакать тех, кто работает по 40 часов в неделю, надо заставить себя и сотрудников работать больше. А вот и нет! Если за 8 часов программист может написать 100 строчек кода, это еще не факт, что за 16 часов он напишет 200 строчек. Честно говоря, он может не сделать и того, что обычно делает за 8 часов. А все потому, что будет уставшим и злым. А в таком состоянии об эффективной работе можно забыть. Более того, после одной-двух 80-часовых рабочих недель работать вообще будет некому. Все или уволятся к чертям, или умрут от переутомления. Вывод? Надо продумать методы повышения эффективности, не увеличивая количество рабочих часов. Кстати, вполне возможно, что для этого придется сократить количество рабочих часов или ввести свободный график. И счастливые, выспавшиеся сотрудники будут работать в полтора раза лучше.
Во что верить теперь? Работайте эффективнее, а не больше.
Если вы босс, надеемся, вы примите это к сведению. Если несчастный обладатель малограмотного начальника, скорее бегите пересказывать ему содержание этого текста, который он не в состоянии прочитать сам, а мы продолжим надеяться, что и он не останется равнодушным к нашим советам.