Вместе с продолжительностью жизни растет рынок товаров и услуг для пожилых. Зарабатывают на этом пока только операторы специальных пансионатов: их число выросло в 7 раз. Другие инвесторы считают рынок помощи пожилым людям малопривлекательным.
В Петербурге доля пенсионеров, по данным Росстата, — около 1,4 млн, притом что всего в городе чуть более 5 млн жителей. Продолжительность жизни растет, и Пенсионный фонд прогнозирует увеличение числа получателей пенсии по старости в 2015 году с 42,1 млн до 42,7 млн, то есть более чем на 600 тыс. человек.
Социальный потенциал
Оценить рынок товаров и услуг для пожилых людей непросто — он включает в себя множество отраслей: от косметики, пищевых добавок, оборудования для отдыха и спорта до специализированной медтехники, лекарств и литературы.
Участники рынка сходятся на том, что он имеет огромный потенциал роста и работа в этой сфере может стать очень прибыльной, но пока инвесторы считают рынок помощи пожилым людям малопривлекательным. Основная причина — нехватка опыта и непроработанность законодательства, а в итоге невозможно прогнозировать затраты и рентабельность. Тем не менее многие петербургские компании идут на риск и уверены, что он того стоит. К примеру, компания "Медэл" инвестирует 146 млн рублей в производство танталовых стимуляторов, которые имплантируются в сустав для лечения артрозов. Объем этого рынка в Петербурге, по оценке компании, — до 5 млрд рублей в год.
Читайте также:
Обзор
Как работает пансионат для пожилых людей в Песочном
Еще 2 года назад в Петербурге работало не более десятка частных пансионатов для пожилых людей, сейчас их более 70. По количеству мест лидирует сеть "Опека", состоящая из восьми центров. Алексей Маврин, председатель совета директоров СГЦ "Опека", рассказывает, что при оснащении пансионатов старается отдавать приоритет российским производителям, но качество их товаров часто оставляет желать лучшего. "Стоимость зарубежных аналогов бывает даже ниже, чем у местных товаров, на 20 – 30%. Так, немецкие подъемники для лежачих и функциональные медицинские кровати производства Китая дешевле, качественнее, функциональнее и надежнее, — рассказывает предприниматель. — Зато одноразовые пеленки и памперсы мы закупаем у производителя из Всеволожска, они нас устраивают".
Сергей Захаров, замдиректора по соцпредпринимательству благотворительного центра "Хэсэд Авраам", рассказывает, что центр сейчас в поиске поставщиков оборудования, мебели, отделочных материалов для Дома пожилых в Песочном, который начал строиться неделю назад. "Нельзя сказать, что рынок насыщен предложениями, — сетует он. — Наш основной партнер — петербургский благотворительный фонд "Надежда" (производство технических средств реабилитации), в ассортименте которого более 100 наименований". Сам директор фонда "Надежда" Лев Петров уверен, что, хотя в отрасли есть сложности, сейчас можно полностью оборудовать пансионат для пожилых людей, не прибегая к импорту.
Однако Григорий Лютых, владелец частного пансионата "Столетие", рассказывает, что немалую часть оборудования своего центра, например поручни для санузла, перила и др., сделал самостоятельно — иначе просто не удалось бы уложиться в бюджет. В целом, по отзывам операторов рынка частных пансионатов для пожилых людей, у российских производителей удается закупать только расходные материалы и самое простое оборудование (костыли, матрасы, ходунки), а технику и оборудование — у иностранных производителей. Например, слуховые аппараты чаще всего заказывают в Швейцарии.
Бизнес государства
По данным
Минпромторга
, в России объем рынка техники для реабилитации после болезни — 15 млрд рублей, но на изделия местного производства приходится только 0,5 млрд рублей. При этом рынок ориентирован на систему госзакупок, а доля продаж бизнесу и домохозяйствам — примерно 15%. В целом, по оценкам предпринимателей, местные производители занимают около 50 – 60% рынка нетехнических товаров, средств гигиены для пожилых людей. А вот в реабилитационном и медицинском оборудовании эта доля не более 7 – 8%.
Директор компании
"Система Забота"
, которая предоставляет услуги телефонной справочной службы, бытовой, экстренной и психологической помощи для пожилых людей, Константин Лившиц рассказывает, что главный заказчик услуг — государство. "Во взаимоотношениях с чиновниками важна прогнозируемость, прозрачность в действиях власти, — считает Константин Лившиц. — Есть и серьезная проблема: люди привыкли получать социальные услуги бесплатно или за небольшую сумму, — рассуждает Константин Лившиц. — В результате получается невозможная на другом рынке ситуация: как если бы вы продолжали ходить в кафе, где вам откровенно не нравится". Другая проблема — необходимость доступа к долгосрочным недорогим кредитам. "Это сфера длинных денег — вложения в оборудование, обучение персонала и т. д. велики, а окупаются медленно. Кроме того, госзаказ подразумевает годовые контракты. Следующий год — следующий конкурс. А заключать договоры на 3–5 лет в рамках действующего законодательства невозможно", — заключает эксперт.
Для просмотра в полном масштабе кликните по инфографике - картинка откроется в новом окне