Мы решили вам рассказать о том, что напридумывали работодатели, чтобы заполучить в свое распоряжение самых крутых работников. Если подготовитесь как следует, наймут и вас. Кстати, если планируете сами нанять кого-нибудь - тоже срочно читайте.
Проверка вашего гороскопа, снятие отпечатков пальцев, графологическая экспертиза… Все в порядке, вас ни в чем не обвиняют. И нет, это не зачисление в ряды какой-нибудь спецслужбы. Просто пара вещей, с которыми вы случайно можете столкнуться при приеме на работу.
Работодатели, казалось бы, все перепробовали, чтобы найти идеальных работников. Ан нет, мозг человека, а особенно рекрутера, никогда не прекращает свою бурную деятельность, и там рождаются все новые и новые способы выбрать лучшего из лучших. Вот вам несколько нетривиальных методов, выдуманных совсем недавно. Кто нанимает – смотрите и учитесь. Кто нанимается – читайте и готовьтесь.
Первым делом – аэропорты
Будьте осторожны на собеседовании, возможно, вам придется пройти аэропортовый тест. Что это такое? Все просто, на ночь вас запирают в пустом аэропорту, где вас атакуют зомби-людоеды. Если не сойдете с ума, вас возьмут на работу. Да нет, никакой такой жести (хотя, возможно, сейчас мы подали идею какому-нибудь работодателю). Во время собеседования интервьюер абстрагируется от ваших знаний и умений и задает себе один-единственный вопрос: хотел бы он застрять с вами в аэропорту? Ну не так чтобы прямо хотел (кто вообще хотел бы застрять в аэропорту?), но, случись такое вдруг, смог бы он это пережить без существенных психотравм? «Что за ересь?!» – спросите вы. Какое это имеет отношение к вашим навыкам? К навыкам – никакого. Но ваши профессиональные умения, сногсшибательность резюме и знание 15 языков не помогут вам вписаться в команду. Может, вы зануда, каких свет не видывал, или наврали все в резюме, или вообще скрытый офисный тиран. В общем, может, все будут громко плакать из-за того, что вас наняли, а потом попытаются обвинить во всем рекрутера и публично его казнить. Так что последний как бы подстраховывается. Для того чтобы понять, каково это – застрять с вами в аэропорту, рекрутер может задавать вам самые разные вопросы. И вот тут главный вопрос в том, что вы можете и не догадываться, что вас тестируют. Но вот несколько способов не попасть впросак, вне зависимости от того, применяют ли к вам этот тест.
Не игнорируйте болтовню. После окончания официальной части интервью рекрутер может взять и спросить о вашем любимом телешоу, например. Вы подумаете, что он это из любопытства или начнете ломать голову над тем, какие профессиональные качества он пытается в вас обнаружить, задав этот вопрос. А он вас просто тестирует. Вдруг вы вообще не в состоянии говорить ни о чем, кроме работы. Такой кадр не пройдет аэропортовый тест.
Сохраняйте профессионализм. В общем, чувствуйте себя как дома, но не забывайте, что вы на собеседовании. Если последняя книжка, которую вы читали, – это «Гарри Поттер» или (искренне надеемся, что все не так плохо) «50 оттенков серого», лучше немного приукрасьте ситуацию.
Не забывайте про вопросы. Болтать на отвлеченные темы, демонстрировать свои лучшие стороны – это замечательно. Но еще будет круто, если вы продемонстрируете заинтересованность. Задайте пару вопросов о компании, вот таких, например. Только без занудства, ну вы помните.
Цукерберг вам обязательно позвонит
Не факт, что вы соберетесь устраиваться в Facebook. И уж тем более не факт, что вы получите приглашение на собеседование от Марка Цукерберга. Но вероятность того, что потенциальный работодатель воспользуется тем же методом, достаточно велика. Не все хотят быть как Facebook (да что там, не всем дано!), но нанять крутых работников точно хотят все. Ну а лучший способ сделать что-то хорошо – это слизать все с того, кто уже все сделал превосходно. Но что-то мы отвлеклись. Так вот, возвращаясь к тому, как нанимает Цукерберг. Глава Facebook говорит, что он готов принять на работу лишь того, на кого сам был бы счастлив работать. Ну в той жуткой параллельной вселенной, где он не являлся бы руководителем огромной и прибыльной компании. То есть если у вас нет своей такой же крутой компании, как Facebook Inc., то на собеседовании и появляться не стоит. Конечно, это неправда. Тут все дело, разумеется, не в том, какой компанией вы успели обзавестись, и даже не в доходах, а в вашем характере. Хорошего руководителя отличают вежливость, честность и благоразумие. А еще он всегда знает, что сделать самому, а что доверить другим. А вот тут как раз все про хороших боссов, почитайте – и будете точно знать, кем прикинуться на следующем собеседовании.
В любое время, в любом месте
Прежде чем позвать кандидата на собеседование и проводить над ним все эти страшные опыты, надо его сначала найти. Вроде как кандидаты и сами находятся, но рекрутеру всегда мало. Еще есть всякие там ярмарки вакансий, но это тоже недостаточно весело и не всегда эффективно. Да ну и вообще, зачем искать там, где ищут все остальные? Может, на свете есть такое волшебное место, где прячутся все идеальные кандидаты. Наверняка есть, но где же, черт возьми? Чтобы не прогадать и ничего не упустить, лучше, конечно, искать везде. Примерно так и решили в Quicken Loans, очень крупной американской компании, занимающейся ипотечным кредитованием. Чтобы ничего (а главное – никого) не упустить, они запускают своих сотрудников в магазины и рестораны. Те общаются там с людьми и выбирают самых интересных, а потом приглашают их на собеседование. Quicken Loans не единственные, кому это пришло в голову. Очень многие компании поступают так же и даже умнее. Нужен программист? Нет ничего проще! Отправляйтесь туда, где тусуются программисты. Всего-то нужно взрыть несколько специализированных форумов и вычислить место встречи. Так что будьте всегда готовы. Возможно, новая работа под ручку с высокой зарплатой уже охотятся на вас в каком-нибудь магазине, ресторане, баре. И не забывайте время от времени ходить туда, где кучкуются представители вашей профессии.
Вне зависимости от того, собираетесь ли вы искать новую работу или новых сотрудников, вы теперь вооружены новой информацией. Так что скорее отправляйтесь использовать полученные знания, пока у вас не так много конкурентов, которые знают то же, что знаете вы.