Вопреки поручениям президента РФ Владимира Путина Федеральная таможенная служба продолжает вытеснять Ассоциацию международных перевозчиков с рынка. Конфликт между организациями разразился в 2013 году.
Президент России
Владимир Путин в конце февраля поручил правительству к марту возобновить на всей территории страны действие конвенции о международных дорожных перевозках (МДП). Однако Федеральная таможенная служба (ФТС), по мнению большинства перевозчиков, игнорирует инициативу главы государства. "Несмотря на поручения Путина, ФТС пытается выдавить с рынка тех перевозчиков, которые еще продолжают работать по МДП", — заявил гендиректор Ассоциации международных автоперевозчиков (АСМАП) Андрей Курушин на региональной конференции ассоциации в Петербурге.
История вопроса
Как ранее писал "ДП", конфликт между ФТС и АСМАП разразился в 2013 году. Таможенники обвинили международных перевозчиков в лице АСМАП, что коммерсанты недоплатили в бюджет около 20 млрд рублей таможенных пошлин. Поясним, ранее большинство международных перевозчиков делали единовременные взносы (8 тыс. евро) в фонд МДП, гарантирующий уплату таможенных пошлин. Сделав взнос, компания покупает за 30 – 40 швейцарских франков специальную книжку МДП (TIR), которая дает право перевозчику без лишних хлопот проходить границы стран, подписавших конвенцию МДП, — это все страны Европы, откуда возят грузы российские перевозчики. Если по каким–то причинам груз не доходит до места назначения, то Международный союз автомобильных перевозок, а точнее, его представитель в РФ — АСМАП — выплачивает из фонда таможенные платежи в бюджет.
ФТС стала постепенно запрещать применение книжек МДП и намекнула всем перевозчикам, что они должны платить взносы в другие гарантийные организации — страховую компанию "АрсеналЪ" и ООО "Адал".
В результате к началу 2015 года из 107 международных пунктов пропуска книжки МДП принимаются без дополнительных гарантий и таможенного контроля только на пунктах Брусничное и Светогорск Выборгской таможни, а также на шести пунктах пропуска Карельской, Мурманской таможен и на Балтийской таможне.
Политика ФТС отбила у международных перевозчиков желание покупать книжки МДП. Количество выданных северо–западным филиалом АСМАП книжек сократилось почти вдвое, отметил глава филиала Александр Дацюк. По итогам 2014 года было реализовано 86 тыс. книжек, а в 2013 году — 116 тыс.
Банальное рейдерство
"Похоже, происходит искусственное выдавливание с рынка", — убежден заместитель гендиректора "Совавто–СПб" Дмитрий Кадомский. По его словам, когда в РФ ввозится товар по книжке МДП, то перевозчик может подвергаться более строгому оформлению, груз на таможне может застрять на несколько суток, в связи с чем у компании возникают дополнительные расходы.
Есть предположение, что некоторые перевозчики под угрозой тщательного досмотра прямо на границе отказываются от МДП и покупают гарантии у рекомендованных организаций.
Более того, в начале марта ФТС составила список из 44 компаний (среди которых 14 северо–западных), которым нельзя теперь ввозить товары в РФ по книжкам МДП.
Михаил Серебренников, начальник отдела контроля за таможенным транзитом Северо–Западного таможенного управления, заявил, что никаких особых, более жестких, условий прохождения границы по книжкам МДП нет, а компании, попавшие в черный список, сами виноваты — не соблюдали требования конвенции: нарушали таможенные правила, налоговое законодательство.
Руслан Кисс, глава ЗАО "Русский логистический провайдер", считает, что все происходящее — это результат борьбы за право контролировать международный транзит.