Историк Лев Лурье - о том, повторит ли Петровский остров судьбу Крестовского.
Решено застроить большую часть Петровского парка. Самый незеленый город Европы все больше становится каменной пустыней.
Когда Родион Романович Раскольников заснул под кустом на Петровском острове, то сделал это исключительно от недостатка садов и парков в центре. Да и старуху с сестрой на Средней Подьяческой герой Достоевского убил во многом из–за ужасающей экологии. Жил бы в Москве, дышал бы полной грудью — все пошло бы по–другому.
Сегодня все еще хуже, чем в 1860–е. Разрыв между столицами только увеличился: количество зеленых насаждений в квадратных метрах на жителя в Москве — 27, а в Петербурге — 6.
Летом на немногих зеленых пространствах, оставшихся в центре, люди лежат на газонах с плотностью котиков на Командорских островах. За последние несколько лет закрыли возможность посидеть на лужайке в Михайловском и Летнем садах: там теперь можно только чинно прогуливаться под цепкими взглядами хамоватых смотрителей. Нельзя, как некогда музыканты "Аквариума", помедитировать на ступенях Инженерного замка, обращенных к Мойке. Застроена почти треть Александровского парка. Исчез сквер у станции метро "Чкаловская", большая часть Крестовского острова занята жилыми домами. Каменный остров заполнили твердыни спецобъектов Управления делами президента РФ.
Со времен Парка 300–летия Петербурга, открытого еще Владимиром Яковлевым, в городе не появился ни один зеленый массив общего пользования. Был шанс организовать парк на месте разрушенного ГИПХа, на бывшем Ватном острове, — нет, там возведут комплекс офисов для судейских. Петровский остров мог бы стать важнейшим в городе местом отдыха.
Петровский остров сейчас странное место. Не парк, не город, не промзона — всего понемногу. В царствование Николая I здесь в той части, что ближе к Ждановке, разбили большой (30 га) пейзажный парк (там, собственно, и прикорнул Раскольников). Примыкавшие к парку городские кварталы населяло по преимуществу простонародье. Тогдашнее городское начальство, в отличие от нынешнего, понимало необходимость рекреационных зон. Поэтому к концу XIX века в парке появился деревянный театр, пруд, где можно было купаться (он существует и сейчас), карусели, эстрада, лодочная станция, цветники. На газонах устраивались пикники, по конным дорожкам проносились амазонки.
В начале 1920–х годов на южной оконечности построили стадион имени Ленина, ныне Петровский. На Петровской косе издавна существовал и поныне расположенный там яхт–клуб. В советское время парк заглох и обветшал, береговую линию заняли заводы. В 1990–е годы они постепенно стали закрываться, жизнь кипела только около стадиона и на Петровской косе. Летом местные жители жарили шашлыки у пруда, там купались (другое ближайшее место — озеро Красавица), мамаши прогуливались с колясками.
На Ждановке построили несколько комфортабельных жилых домов, но все же зеленая зона оставалась нетронутой.
Нынешний проект предполагает строительство на острове сразу 20 каменных строений. Высота — 45 м вместо установленных 33. А один из домов достигнет высоты 70 м. Видно будет с Тучкова моста, набережной Макарова, со 2–3–й линий.
С Морской набережной новая застройка наложится на силуэт Петропавловской крепости. Из положенных 20 м вдоль воды оставлено только 5. Вместо парка предусматриваются какие–то невнятные скверы. Но самое неприятное ожидает нас после долгожданного открытия "Газпром–арены". "Зенит" уже объявил, что стадион "Петровский" ему не нужен. Планы города пока непонятны. Почему бы не застроить и это место чем–нибудь шедевральным?
Пока что у застройщиков, к счастью, остаются нерешенные проблемы. Судоремонтный завод ГУП "Экострой" (структура комитета по природопользованию), выходящий на Малую Неву, не хочет переезжать в поселок Саперный. Вероятны также суды с градозащитниками. Но у застройщиков звучные имена — Виктор Вексельберг, Сергей Матвиенко — и мощные лоббистские возможности.
Опыт, впрочем, показывает: при желании петербуржцы умеют отстаивать свои интересы. Вспомним башню "Газпрома", 31–ю больницу, эрмитажных импрессионистов. Только что судебным решением запретили застраивать Лопухинский сад. До этого отстояли сквер Андрея Петрова на Каменноостровском проспекте. Пришлось отказаться от жилой застройки на Ватном острове.
Если мы не хотим, чтобы Петровский остров повторил судьбу Крестовского, шансы остаются.