Конфликт в "Метрострое" перешел в судебную плоскость: Смольный, желая увеличить долю с 46% до 51%, пошел в атаку на позиции семьи гендиректора ОАО Вадима Александрова. Недавно ЦБ оштрафовал "Метрострой" по жалобе чиновников. Компания обратилась в суд.
На прошлой неделе
Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти принял иск ОАО "Метрострой" (строительство метрополитена в Петербурге) к Северо–Западному управлению службы по защите прав потребителей финуслуг и миноритарных акционеров Банка России. "Метрострой", практически монопольный строитель метро в Петербурге и крупный участник инфраструктурного строительства (портфель действующих заказов — 48 млрд рублей), оспаривает два штрафа, наложенных регулятором по жалобе одного из акционеров на нарушение своих интересов.
Ищите крупного
В пресс–службе
Центробанка
отказались раскрывать суть административного дела в отношении "Метростроя". Генеральный директор ОАО "Метрострой" Вадим Александров заверил, что не в курсе ситуации, так как находится на больничном. Его сын и заместитель Николай Александров сообщил, что ситуацией владеет, но пояснить ничего не может, так как находится в дальней командировке. Директор по корпоративным вопросам "Метростроя" Александр Петров рассказал, что штрафы регулятора (а всего их два, и второй будет оспариваться в ближайшее время) были наложены по жалобам не миноритарного, а "крупного акционера, который посчитал, что его права нарушены".
Крупнейшими акционерами ОАО "Метрострой", по данным СПАРК на 31 декабря 2014 г., являются ГУП "Петербургский метрополитен" (25%), КУГИ (21%), гендиректор компании Вадим Александров (13,62%), его сын и заместитель Николай Александров (22,4%), а также председатель совета директоров Клименти Казаридзе (5,42%). Еще есть почти 2,7 тыс. миноритариев, владеющих в общей сложности 12,56%. Единственная группа акционеров, оппозиционная топ–менеджменту компании, — это Смольный, контролирующий через КУГИ и метрополитен 46% акций.
Виды города на акции
В КУГИ сообщили, что вопросы, касающиеся "Метростроя", находятся в ведении КРТИ и курирующего этот комитет вице–губернатора Марата Оганесяна. Примечательно, что городские власти еще в 2013 г. объявляли о намерении собрать контрольный пакет акций "Метростроя", планируя потратить на строительство метро более 73 млрд рублей до 2017 г.
Для увеличения доли города в капитале "Метростроя" с 46 до 51% еще в 2010 г. указом президента Дмитрия Медведева предусматривалась возможность проведения допэмиссии акций и внесения в УК компании 400 млн рублей из бюджета. Однако топ–менеджеры "Метростроя", владеющие в совокупности более чем 40% акций, успешно блокировали попытки Смольного одобрить допэмиссию на совете директоров. "Совет просто не собрал кворум, и решение не прошло", — говорит руководитель аналитической службы УК "Арсагера" Артем Абалов. По мнению эксперта, именно это противодействие заставило чиновников пожаловаться в ЦБ, и наложенные регулятором штрафы могут стать лишним доводом для принятия необходимых для допэмиссии решений через арбитраж.
Прием удушения
Между тем отношения города и "Метростроя", бывшие безоблачными при прежнем губернаторе, в последнее время стали натянутыми. Смольный стал привлекать "сторонних" подрядчиков в исконную вотчину компании — строительство объектов метро (так, контракт на строительство метродепо "Южное" за 6,6 млрд рублей достался "Трансстрою"). Кроме того, контракт на строительство Фрунзенского диаметра метрополитена, заключенный с "Метростроем" в 2014 г., подешевел с 35 млрд до 26 млрд рублей. В ответ "Метрострой" отказался платить дивиденды за 2013 г., из которых городу причиталось 55 млн рублей.