Смольный перенес сроки запуска проекта платной парковки в центре и сократил краткосрочные инвестиции почти втрое, до 880 млн рублей, а переговоры со Всемирным банком заморожены. Впрочем, зарабатывает на проекте все равно в основном московский бизнес.
Оправдался скептицизм экспертов по поводу старта работы платной парковки в центре Петербурга, запланированного на 1 мая. Собирать деньги с водителей чиновники пока не смогут по целому ряду причин. Юридическая основа для этого нововведения оказалась слабой и недоработанной. К тому же систему платных парковок просто не успели интегрировать с другими системами, такими как базы ГИБДД, МФЦ и пр.
Сократились в 3 раза
В 2015-2016 годах бизнес мог получить 2,2 млрд рублей на этапе организации платных парковок. При этом планировалось, что лишь небольшая часть суммы — около 300 млн рублей — будет выделена из бюджета Петербурга. Основное финансирование ложилось на плечи федерального бюджета и инвестора, Всемирного банка. С его представительством — Международным банком реконструкции и развития — был подписан меморандум о намерениях.
На эти деньги подрядчики должны были организовать 21 тыс. мест до конца 2016 года на территории, ограниченной Невой, Фонтанкой, Лермонтовским проспектом, улицей Декабристов, переулком Матвеева, набережной Крюкова канала и площадью Труда.
Позже планы стали гораздо скромнее. Ситуация с федеральным финансированием остается туманной. Объем вложений от Всемирного банка вскоре сократился до 360 млн рублей, а позже переговоры с ним вообще заморозили. Получить комментарии в банке по этой теме не удается.
В курирующем парковки СПб ГКУ "Городской центр управления парковками Санкт-Петербурга" пояснили, что подписание соглашения с Всемирным банком приостановлено. "Конкретные сроки возобновления переговоров отсутствуют", — сообщили в Городском центре.
Кроме платных парковок в историческом центре, Городской центр занимается перехватывающими парковками (12 адресов) и социальными стоянками (семь адресов), а также платными парковками у Московского вокзала, Александринского театра, БКЗ "Октябрьский" и на 1-й Советской. Так что проект платной парковки в историческом центре Петербурга должен был стать основной задачей этого ГКУ.
Речи об организации 21 тыс. платных мест в центре Петербурга в ближайшие годы уже не идет. Сейчас Смольный сконцентрировался на пилотном этапе запуска работы 2,8 тыс. мест на 27 улицах между Невским, Лиговским проспектами, набережной реки Фонтанки и Кирочной улицей.
В комитете по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ), в чью структуру входит Городской центр управления парковками, сказали, что и эти зоны начнут работать не 1 мая, а в III квартале 2015 года. Произойдет ли это в июле или все же в конце сентября, не уточняется.
В отличие от Всемирного банка и федерального бюджета, Смольный уже выделил деньги на организацию парковок. Около 200 млн рублей из городского бюджета ушло на производство и установку дорожных знаков, 31 информационного табло, 100 паркоматов и 3 тыс. датчиков, вмонтированных в проезжую часть, а также организацию работы диспетчерского центра при Городском центре управления парковками.
Также в этом году из бюджета планируют выделить 187 млн рублей на начало работ по расширению зоны с 2,8 тыс. мест до 11,8 тыс. мест. Новые места появятся в границах между Садовой улицей, Невским проспектом, Синопской, Смольнинской, Воскресенской, Дворцовой набережными и набережной Кутузова и начнут работать в 2016 году. Но для этого в 2016 году понадобится выделить еще 445 млн рублей. Таким образом, краткосрочные инвестиции с 2,2 млрд рублей сократились до 880 млн рублей в 2015-2016 годах.
Рынок платной парковки
После старта работы системы она будет приносить прибыль только в бюджеты (и соинвестору, если бы такой был). Как уточнили в Городском центре управления парковками, запланированная годовая выручка от эксплуатации 2895 парковочных мест при их загруженности не менее 60% составляет 450,2 млн рублей.
Но на этапе организации парковок к этим работам привлекают бизнес из отраслей проектирования, IT-оборудования, поставок контрольно-кассовых аппаратов и др. Пока что подряды распределяются в основном между московскими игроками, которые уже выполняли аналогичные работы в Москве, где платная парковка в центре работает с конца 2014 года.
Конкурсы на сумму около 200 млн рублей провел сам КРТИ. Из них работы на 80 млн рублей выиграло московское НТЦ "Измеритель" Марата Валиева, Олега Глошкина, Андрея Журавлева, Юрия Хаврина и Андрея Сурина (у всех по 20% акций), аффилированное с крупнейшим российским производителем контрольно-кассовых аппаратов "Штрих-М". Компания создала систему управления парковочным пространством по контракту на 32 млн рублей (выиграла у "Ростелекома") и затем по контракту на 48,8 млн рублей занималась монтажом и установкой оборудования.
При этом в последнем конкурсе фирма обошла другую московскую фирму — "Горизонт-телеком" Натальи Чернявской. Но в другом конкурсе на 29 млн рублей на создание системы мониторинга (фото- и видеофиксации) у "Измерителя" выиграл "Горизонт-телеком".
"Измеритель" выиграл и первый крупный конкурс на установку 150 паркоматов в Москве за 73 млн рублей, но затем бизнес-отношения компании с московским департаментом капитального ремонта (ДКР) не продолжились. Подключение паркоматов стоило почти в 4 раза дороже, чем они сами, что показалось чиновником нелогичным. К тому же для работ пришлось вскрывать недавно замощенные плиткой улицы. Теперь в столице закупают паркоматы на солнечных батареях у другого поставщика.
При этом Петербург закупил у "Измерителя" уже оборудованные солнечными батареями паркоматы, которые также работают и от электричества. "В дальнейшем также будет осуществляться закупка паркоматов на солнечных батареях", — уточнили в Городском центре управления парковками.
Менее крупные подряды тоже распределились в основном между московскими компаниями. Например, контракт на 9,6 млн рублей на подготовку схемы пилотной зоны парковки получало московское ООО "ДИАПэнергогаз" Алексея Лещикова, которое до этого также сотрудничало с московским ДКР. По данным базы дел Арбитражного суда Москвы, ДКР пытался судиться с "ДИАПэнергогаз", но ему вернули иск обратно. Соперником "ДИАПэнергогаза" в этом конкурсе было петербургское "СМУ-303". При этом у петербургского заказчика тоже возникли проблемы с этой компанией. Контракт с ней, на данный момент, расторгнут, работы были выполнены только на 2 млн рублей.
Общую схему организации движения в центре Петербурга за 12,8 млн рублей выиграло ЗАО "Институт "Стройпроект", принадлежащее институту "Гипростроймост" (проектирует крупные инфраструктурные проекты и искусственные конструкции, такие как развязки и мосты), Алексею Журбину и Александру Золотникову. Институт выиграл у московской компании "Нефтегазоптимизация" Сергея Новикова. Также по контракту на 1,7 млн рублей ЗАО "Конвера-Дороги" Игоря Бондаренко установило информационные щиты на Литейном проспекте, Кирочной улице, Лиговском проспекте и Невском проспекте.
Также еще один значительный контракт на 40 млн рублей на подготовку работы диспетчерского центра достался петербургскому ООО "Юпитер" Владимира Кришневского. Предприниматель занимается и другими видами бизнеса, например грузовыми перевозками ("ВудКар"), но большинство его структур специализируется на поставках оборудования для офисов. Еще на 5,4 млн рублей для диспетчерского центра закупили мебель у ООО "Форта", однако поставка так и не произошла, компании выставлены претензии.
Подготовилось к работе с платными парковками и само учреждение "Городской центр управления парковками Петербурга", которое проводит конкурсы по контракту еще на 1,5 млн рублей, канцелярию на 1 млн рублей, карты на бензин на 6 млн рублей и услуги на транспортное обслуживание сотрудников на 5 млн рублей, а также потратившее на хозтовары 600 тыс. рублей, на почтовые услуги 408 млн рублей, на жалюзи 120 тыс. рублей, на сейф 109 тыс. рублей и на подписку на СМИ 100 тыс. рублей. Еще около 100 тыс. рублей стоил рекламный ролик, 160 тыс. рублей — печать наружной рекламы.
Имущество центра в виде паркоматов будет застраховано на 1,7 млн рублей по результатам аукциона в апреле.
На фото: Открытие демонстрационной зоны платных парковок на Караванной улице.
Будущие конкурсы
Какие банки и мобильные операторы будут обслуживать платные парковки, пока не решено. Конкурс по выбору оператора объявят только после окончательного устройства работы "Единого городского парковочного пространства".
Стоимость 1 часа парковки составит 60 рублей. Месячный абонемент обойдется в 12 тыс. рублей, годовой — в 108 тыс. рублей. С 20:00 до 08:00 парковка будет бесплатной. По планам Смольного, штраф за нарушение условий парковки будет составлять 3 тыс. рублей.
В Москве автомобили нарушителей активно эвакуируют, и для этого даже были закуплены новые дополнительные эвакуаторы, которые из-за зеленой расцветки прозвали "крокодилами". Также в Москве в зоне платной работы курсируют "парконы", которые фиксируют номера нарушителей условий платной парковки. Причем поставки "крокодилов" и "парконов" обеспечивали именно петербургские подрядчики. Из 318 эвакуаторов, которые работают в зоне платной парковки столицы, часть принадлежит госструктурами, но 150 машин — фирме "Мосгорлогистик" акционера банка "Таврический" Руслана Махаури, а также компании "Сервис-Интегратор", "дочке" холдинга "ОМС", который занимается аутсорсингом в сфере логистики и уборки.
Как уточняют в Городском центре управления парковками, при нарушении правил парковки в платной зоне водителей ждет только штраф. С остальных участков машины будут эвакуировать сотрудники ГИБДД, но закупать для этого дополнительные эвакуаторы пока не планируется.
Кроме того, в суде сейчас слушается дело об оспаривании самого порядка оплаты за парковки в центре города. Дело ведет руководитель корпоративной и арбитражной практики "Качкин и партнеры" Кирилл Саськов. Он оспаривает те основания, на которых город планирует собирать деньги с жителей. В том числе юристы указывают на льготы для местных жителей, которые действуют только для владельцев жилья, но не для тех, кто заключил договор о коммерческом найме.
Сейчас в дневные часы на улично-дорожной сети парковочной зоны в Центральном районе Петербурга паркуется по 75-95 тыс. автомобилей, в ночные часы — 38-45 тыс. автомобилей при нормативной емкости парковочного пространства улично-дорожной сети в 93,1 тыс. единиц. К таким выводам пришли в ЗАО "НПЦ "Трансис", проводившем исследования для Смольного перед началом разработки проекта платной парковки в центре.