Петербургские заводы по выпуску сельскохозяйственной, бытовой техники и продовольствия энергично наращивают объемы производства, чтобы занять освободившиеся от импорта ниши. Им удалось нарастить производство в 1,5–2 раза за первые 2 месяца этого года в сравнении с 2014–м.
Ограничение импорта в Россию промышленных и продовольственных товаров из–за войны на Украине, а также рост цен на импорт вследствие девальвации рубля привели к резкому увеличению спроса на продукцию некоторых местных производителей. Так, наилучшие результаты продемонстрировали пищевики, производители бытовой, сельскохозяйственной техники.
Им удалось нарастить производство в 1,5–2 раза за первые 2 месяца этого года в сравнении с 2014–м. Однако в целом в промышленности картина не радужная. По данным "Петростата", петербургские промышленники в январе–феврале сократили выпуск продукции в среднем на 9,3%.
Печенье с мясом
Продовольственное эмбарго, введенное Россией, породило дефицит говядины в Петербурге и Ленобласти в размере 70% годового потребления — 110 тыс. т в год. Дефицит свинины меньше — 30–40% годового потребления — 140 тыс. т в год. Благодаря возникшему дефициту резко возросла инвестиционная активность в животноводстве и мясопереработке. Так, ГК "Лосево" вложит 400 млн рублей в строительство новой фермы по производству говядины. Мясокомбинат "Нейма" инвестирует 500 млн рублей в увеличение мощностей. Объемы переработки сырья на комбинате вырастут втрое, выпуск колбасы — в 9 раз. Животноводческий холдинг "Рассвет Плюс" потратит 900 млн рублей на расширение мощностей.
Компании в других секторах пищевой индустрии тоже рассчитывают укрепить позиции. "Мы росли в прошлый кризис, и сейчас у нас прирост выручки — 20% в год", — говорит Дмитрий Байков, гендиректор кондитерского объединения "Любимый край" (производит овсяное печенье и пряники). Компания инвестирует 1,5 млрд рублей в строительство новой фабрики и расширит ассортимент за счет продукции премиального сегмента. "Большая часть дорогих кондитерских изделий до эмбарго импортировалась. Сейчас линейка импортных кондитерских товаров сильно поредела, нам есть за что побороться", — говорит Байков.
По оценке аналитиков
"Финам"
, оборот российского рынка мучных кондитерских изделий составляет 96 млрд рублей в год. Из них свыше 71 млрд рублей занимают печенье и пряники. Доля премиального сегмента — 5 млрд рублей.
Лидер спроса
Производители энергетического и высокотехнологичного оборудования отмечают: им сыграло на руку включение в западные санкционные списки крупных заказчиков, таких как "Газпром", "Роснефть", "Транснефть", "Российские железные дороги". "Целые отрасли (оборонная, судостроительная, космическая) серьезно ограничили закупки за рубежом. У нас появилась возможность заполнить эти ниши", — считает гендиректор ОАО "Звезда–Энергетика" Николай Хаустов. Его компания производит локальные электростанции, которые используются в местностях, где нет централизованного электроснабжения (например, при нефте– и газодобыче). Комплектующие для электростанций раньше на 65–70% импортировались. Теперь активизировались российские производители, импорт резко сократился.
"У нас огромный портфель заказов — 13 млрд рублей, такого не было никогда. Залпом выстрелили несколько крупных проектов, скажем "Сила Сибири", — говорит Николай Хаустов.
Начальник отдела сопровождения проектов ООО "Дизельзипсервис" Светлана Коновалова добавляет: благодаря тому что "Газпром" теперь закупает дизель–генераторы не у Caterpillar и Cummins, а у отечественных компаний, ее предприятие в этом году нарастит объем производства на 50–60%.
На
Петербургском тракторном заводе
(ПТЗ) сообщили, что за первые месяцы 2015 года заявок на поставку сельхозтехники почти втрое больше, чем в I квартале 2014–го. "Мы конкурируем с корпорациями John Deere, Case New Holland, AGCO, Claas. Сегодня у них сложности со сбытом в России, так как поднялись цены на импортную технику, а стоимость владения ею выросла в разы", — отмечает начальник управления маркетинга ПТЗ Сергей Ростов.
Нужно менять скорость
Производители отмечают: прочно занять освободившиеся от импорта ниши можно только с государственной поддержкой. Для привлечения инвестиций в промышленность нужны гарантии того, что государство 10–15 лет будет ориентироваться на отечественных производителей, считает Алексей Мохнаткин, гендиректор ГК "Светлана–Оптоэлектроника". "Если через год санкции снимут и государство снова будет закупать иностранные товары, инвесторы, вложившиеся в российские предприятия, потеряют деньги. В таких условиях привлечь инвесторов почти невозможно", — говорит он.
Чиновники обещали промышленным инвесторам льготные кредиты под 5–7%, но банки дают займы как минимум под 20%, сообщил Николай Хаустов.
Государство до сих пор не определилось, что подразумевать под термином "импортозамещение". Премьер Дмитрий Медведев еще 5 марта поручил правительству сформулировать его критерии, но они не разработаны. "В кризис нужна другая скорость принятия решений", — уверен Николай Хаустов. Воспользовавшись этой неопределенностью, недобросовестные иностранные компании стали предлагать на российском рынке новую услугу — "лейблинг". "Они готовы выпускать продукты под любым российским брендом, и продукт будет считаться российским", — рассказал директор по развитию ГК "Ракурс" Андрей Мисюль.
По мнению директора по консалтингу "Балт–Аудит–Эксперт" Леонида Ивановского, сейчас не обойтись без госрегулирования в рамках рыночной экономики, так как сместились акценты: на первый план выходят отрасли, бывшие периферийными для Петербурга, и государство должно реагировать на эти изменения.
“
По итогам прошлого года оборот нашей компании увеличился на 6% и достиг 1,5 млрд рублей. В I квартале этого года он вырос на 16% по сравнению с прошлогодними показателями того же периода. Но это только потому, что люди, которые уже вложились в стройку, старались в начале года закупить еще не подорожавшую трубную продукцию. К концу текущего года и тем более в 2016–м спрос упадет, инвесторы будут выжидать, новых строек начнется очень мало. У инвесторов есть деньги, но они не понимают, что будет происходить на рынке, поэтому не спешат вкладываться в новые проекты.
Денис Максимов
коммерческий директор завода "Икапласт"
“
Для нас кризис — это возможность серьезного скачка. По нашим оценкам, в этом году рост производства составит 15 – 20%. Мы всегда ориентировались на отечественное программное обеспечение. Поэтому, когда возникли проблемы с его закупками из–за санкций, это на нашей компании не сильно отразилось. Правда, вся элементная база: серверы, операционные системы, офисные приложения — по–прежнему импортируется, у нас этого просто не производят. То есть в результате курсовых валютных скачков наша продукция подорожала. Но все равно обслуживание отечественных IT–продуктов дешевле, чем иностранных.
Ольга Яковенко
заместитель гендиректора ГК "IT Полюс"