Власти Петербурга оставили резидентов промзоны Ржевка без дорог, воды и электричества

Автор фото: Валерий Шарифулин/ТАСС

Поверив обещаниям чиновников, промышленники потратили на строительство заводов в промзоне Ржевка 10 млрд рублей и остались без дорог, воды и электричества. Город уже оставлял резидентов без коммуникаций. Так было с зонами "Нойдорф" и "Новоорловская".

Реализуя принцип кластерной экономики, городские чиновники заманивают бизнесменов в промышленные зоны различными преференциями. Но всякий раз бизнесмены обманываются в своих ожиданиях.
Город уже трижды подводил резидентов, оставляя их без инженерных коммуникаций. Инвестировав миллиарды рублей в строительство заводов и фабрик, предприниматели вынуждены годами довольствоваться дизель–генераторами, биотуалетами и самодельными дорогами. Так было с резидентами зон "Нойдорф" и "Новоорловская", расположенных в Особой экономической зоне. Теперь на те же грабли наступили резиденты мебельного кластера в промзоне Ржевка.
История ООО "Мебельный технопарк" началась еще в 2009 году. Технопарк должен быть введен в эксплуатацию в 2012 году. "Нас тогда очень поддерживала Валентина Матвиенко", — вспоминает один из резидентов "Мебельного технопарка". К апрелю 2015 года бизнесмены закончили строительство своих предприятий — семь мебельных производств готовы к запуску в начале мая. Однако городские власти за 6 лет так и не смогли подвести к технопарку инженерные сети.
По словам гендиректора ООО "Мебельный технопарк" Юрия Иванова, строительство дороги и подведение инженерных коммуникаций должны было начаться в 2010 году, а окончиться в 2012 году. Но выбранный на тендере генподрядчик ООО "Дорожник–92" летом 2013 года был признан банкротом. В повторном тендере победило ЗАО "НПО им. Кузнецова", компания должна была выполнить работы в IV квартале 2014 года. Сумма контракта — 776,2 млн рублей. Срок выполнения контракта — год, однако город продлил его до конца 2016 года.
В Городском агентстве по промышленным инвестициям (ГАПИ, заказчик аукциона) сообщили, что сроки выполнения работ были продлены в связи с изменением лимита финансирования бюджета Петербурга на 2014–2016 годы. "Договор аренды земельного участка с КУГИ завершается 27 октября 2015 года, инвесторы должны завершить строительство всех корпусов 31 мая 2015 года, и они свои обязательства выполнят", — говорит Юрий Иванов. Однако город начал работы только в прошлом году, и к технопарку до сих пор нет подъездной дороги.
По словам одного из крупнейших резидентов технопарка, генерального директора ЗАО "Первая мебельная фабрика" Александра Шестакова, бизнес своими силами сделал набивную дорогу, никакой инженерной инфраструктуры до настоящего времени не подведено — ни электричества, ни газа, ни воды. Один из резидентов рассказал, что "Мебельный технопарк" уже вышел на вице–губернатора Александра Говорунова, чтобы он помог сдвинуть проект. "Нам пообещали, что к лету сделают хотя бы одну полосу дороги", — говорит один из резидентов.

Место невезения

Чиновники признают, что сроки действительно затянулись.
"Территория, на которой ведется инженерная подготовка, невезучая", — говорит председатель комитета по промышленной политике и инновациям Петербурга Максим Мейксин, вспоминая банкротство генподрядчика и сложности с расторжением контракта с этой компанией, заключенного в рамках ФЗ № 94 (закон не предусматривает одностороннее расторжение контракта).
По словам чиновника, после выбора нового подрядчика сроки сдвинулись из–за того, что конкурсная процедура была 5 раз обжалована участниками в ФАС — это отложило реализацию еще на полгода.
Затем один из участников конкурса не согласился с результатами и подал в суд. На время судебных тяжб выполнение работ по контракту было приостановлено на 5 месяцев.
Плюс ко всему ситуация осложняется крайне некачественным проектированием.
ЗАО "ИнкомПроект", судя по проектной документации, делало работы не выходя из офиса, сетует чиновник.
Например, по проекту надо убрать 70 см мусорных масс, а по факту оказалось 1,5 м, строить дорогу на мусоре нельзя.
Кроме того, проектировщик не учел пять кабелей "Ленэнерго", занимающих 300 м дороги. Чиновник заверяет, что город делает все возможное, чтобы выполнить обязательства.
К июню город обещает сделать подъездные дороги, отсутствие которых сегодня — одна из основных проблем. Подключение воды намечено в течение месяца. Что касается газоснабжения, то сейчас город решает вопрос с "Петербурггазом" по установке отечественного газового оборудования взамен предусмотренного проектом импортного.

Бизнес с бизнесом

Это уже не первый случай, когда город срывает свои обязательства перед резидентами промзон и индустриальных парков. Так, например, схожие проблемы наблюдались в Особой экономической зоне (ОЭЗ), имеющей два участка — "Нойдорф" и "Новоорловская", — предприятия стояли без дела, а сроки ввода переносились из–за проблем с подключением инженерной инфраструктуры и задержкой в работе таможенного поста.
В промзоне Пушкинская Смольный  перенес сроки строительства фармзаводов с 2014 на 2018 год из–за проведения дополнительных согласований, связанных с высотностью объектов и сложностями проектирования. Пожалуй, единственный кластер, который избежал серьезных проблем, — автомобильный, так как Валентина Матвиенко выступила перед автоконцернами, разместившими в Петербурге свои предприятия, личным гарантом реализации их проектов.
Девелоперы частных индустриальных парков считают, что бизнесу проще работать с бизнесом, чем с госструктурами.
"В проекте города–спутника Южный под промышленный кластер отведено почти 300 из 2000 га. Сейчас мы обсуждаем с правительствами субъектов возможность получения особого статуса для этой промышленной земли. Интерес бизнеса высокий", — говорят в компании "Старт Девелопмент".
"Частные собственники более гибкие, чем госструктуры, да и риски ниже", — считает генеральный директор "А Плюс Девелопмент" Петр Гавырин.
Тем не менее сотрудничество с городом по–прежнему привлекает бизнес возможностью сэкономить на земле и воспользоваться льготами.
Например, генеральный директор компании Biocad Дмитрий Морозов подчеркивает, что в "Нойдорфе" открыта таможня с льготным режимом для резидентов.
По мнению высокопоставленного чиновника Смольного, резиденты мебельного технопарка выиграют, так как землю компании получали по льготной ставке — инвестиционная стоимость аренды 16,6 га на период строительства составила всего 5 млн рублей, а после строительства инженерной инфраструктуры ее стоимость вырастет в десятки раз.

Справка

Резиденты ООО "Мебельный технопарк"

> Общая площадь — 16,6 га, строится семь корпусов общей площадью 58 тыс. м2. Всего в технопарке семь резидентов, крупнейшими являются "Севзапмебель" и Первая мебельная фабрика (им принадлежит 60% территории), а также "НеваМеталлПосуда", "Кнорр–Бремзе 1520", "ТРИО ЛОГИСТИК". Общий объем инвестиций в проекты, которые будут реализованы, — более 10 млрд рублей.


Мы получили участок в чистом поле — без инженерной инфраструктуры и подъездной дороги. Резиденты за свой счет проводят коммуникации на территории технопарка, инвестируя в это более 350 млн рублей. Бизнес к маю со своей стороны готов исполнить все обязательства, а город — боюсь, что нет. В итоге мы не сможем начать работу в этом году, хотя наш проект один из крупнейших на данной территории — это строительство завода с немецкой компанией "Кнорр–Бремзе 1520" по производству и обслуживанию тормозных систем для рельсового транспорта.
Александр Шестаков
В Ленобласти нет государственных индустриальных парков — только частные. Так что выбор у бизнеса невелик. И ему все равно, куда идти — все дело в цене. Но заполняемость парков невелика. Лучшие показатели у нас в Горелово и у коллег в Федоровском кластере — чуть более 50%. И это одни из лучших показателей в стране. Проблема в сложной экономической ситуации. В кризис 2008 года многие компании отказались становиться нашими резидентами. В 2014 году ситуация была похожая, но отказов было меньше — обстановка менее драматичная. Мы надеемся заполнить свой парк в течение 5 лет.
Максим Соболев
директор по коммерческой недвижимости "ЮИТ Санкт–Петербург"