В Петербурге обострилась борьба на рынке услуг медосмотра водителей объемом 1,5 млрд рублей

Автор фото: Антонина Байгушева

Глава ГИБДД по Петербургу и Ленобласти Сергей Бугров запретил городским МРЭО принимать водительские медсправки от частных и муниципальных клиник. Те оспаривают его решение в суде, пытаясь сохранить свои позиции на рынке объемом 1,5 млрд рублей в год.

В Петербурге идет передел рынка услуг по выдаче медицинских справок для водителей. Они нужны не только для получения прав, но и для замены потерянных прав и прав с истекшим сроком.
Годовой объем рынка выдачи таких справок оценивается его игроками в 1,5 млрд рублей. При этом около 800 млн рублей - доля услуг по осмотру только у двух врачей, психиатра и нарколога. Еще 700 млн рублей - услуги по осмотру у остальных специалистов: терапевта, хирурга, невропатолога, офтальмолога, отоларинголога.
С недавних пор частные клиники были лишены возможности проводить наиболее ответственные осмотры – делать их можно только госучреждениям. Частники нашли лазейку, за счет привлечения в союзники муниципальных властей, и продолжали работать на рынке. Однако теперь выданные ими справки ГИБДД считает недействительными, и получается, что водители зря тратят деньги, проходя медосмотры у частников.
Новый виток конфликта начался после того, как глава ГИБДД по Петербургу и Ленобласти Сергей Бугров 26 марта написал письмо (есть в распоряжении редакции) в межрайонные регистрационно-экзаменационные отделы (МРЭО) ГИБДД Петербурга. В нем Сергей Бугров сообщает, что прокуратура Петербурга обнаружила массовые факты подделки печатей на водительских медсправках. Для решения этой проблемы необходимо направлять всех водителей только в городские диспансеры по месту их прописки. С 1 апреля водители могут пройти осмотр у нарколога и психиатра только там, в городских диспансерах.
Члены ассоциации частных и муниципальных медучреждений "Медицинский центр "Бехтерев", которая занимает доминирующее положение на рынке медосмотра водителей, пытаются в суде оспорить решение главы ГИБДД по Петербургу и Ленобласти Сергея Бугрова, который отказался признавать и медсправки, уже выданные водителям. И они даже уже получили от суда добро на приостановку законной силы письма Сергея Бугрова. Однако пока это им не сильно помогает.
Лидерство петербургской ассоциации "Центр "Бехтерев" обеспечили изменения в законах, запретившие осмотры водителей частными наркологами и психиатрами. Именно в "Центр "Бехтерев" кроме десятка частных клиник входит два муниципальных учреждения, сохранивших право на такие осмотры: "Центр медицинской профилактики" и "Наркологический реабилитационный центр". Оба муниципальных учреждения были учреждены в 2011 году муниципальным образованием "Балканское", хотя и находятся в разных частях города (в Красносельском и Приморском районах). И именно эти две клиники стали единственными муниципальными учреждениями в Петербурге, которые имеют лицензии от комитета по здравоохранению на работу психиатра и нарколога с водителями.
В одних помещениях с этими муниципальными учреждениями находятся две из частных клиник центра "Бехтерев". И это уникальное конкурентное преимущество: больше ни одна клиника, ни частная, ни государственная, не могла в одном месте поставить все нужные печати. Клиентам приходилось ездить в разные места за печатью от окулиста и от нарколога.

Вам в психдиспансер

Изначально ситуация на рынке выдачи медсправок водителям начала изменяться еще в 2014 году, после поправок в законе ФЗ-437 "О безопасности дорожного движения", которые лишили частные клиники права на проведение психиатрического и наркологического осмотра водителей. П. 7 ст. 23 ФЗ-437 обязал водителей проходить его только "в специализированных медорганизациях государственной и муниципальной систем здравоохранения по месту жительства или пребывания водителя".
Частные клиники, в том числе из ассоциации "Центр "Бехтерев", даже те, которые имели штатных или приглашенных психиатров и наркологов, тогда в одночасье лишились половины этого рынка. Они продолжили проводить осмотры окулистов, терапевтов и других "простых" врачей. А для прохождения психиатра и нарколога направляли своих клиентов в те самые две муниципальные клиники, входившие в ассоциацию. Те имели право выдавать справки без привязки к прописке пациентов.
Также клиентов могли направлять и в государственные заведения, например в наркологическую больницу на Васильевском острове или в психбольницы. Но из-за очередей и прочих нюансов абсолютное большинство водителей пользовалось именно двумя муниципальными учреждениями.
Лицензии на осмотр водителей у оставшегося списка врачей (кроме психиатра и нарколога) есть у 400 медучреждений, оценивают игроки рынка. В комитете по здравоохранению, который занимается выдачей лицензий, не смоли оперативно прокомментировать ситуацию.  

Справка задним числом

Сергей Бугров в своем письме приказал сотрудникам МРЭО считать недействительными все уже выданные в апреле справки с печатями заведений из ассоциации "Центр "Бехтерев". Указаниям начали следовать: на прошлой неделе в dp.ru обратились водители, заплатившие 2500 рублей за медосмотр, который в МРЭО считают поддельным. Интересно, что за этот месяц средняя стоимость осмотра у психиатра и нарколога поднялась с 1500 до 2000 рублей. Игроки рынка медицинских услуг связывают это с монополией, которую получили городские диспансеры.
"Я лично недавно вынужден был получить справки в психиатрической и наркологической больницах, и, насколько знаю, все водители столкнулись с такой необходимостью. Справки с другими печатями признаны недействительными. Но, на мой взгляд, претензии здесь надо предъявлять тем, кто их выдавал", - считает Александр Холодов, член координационного совета организации автомобилистов "Свобода выбора".
Узнав о письме главы ГИБДД по Петербургу и Ленобласти, "Центр медицинской профилактики" (одно из муниципальных учреждений центра "Бехтерев") обратился в Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти с требованием признать его недействительным и незаконным.
"Диспансеры вообще не отнесены законом к специализированным медицинским организациям, а выделены в отдельную группу. И они не имеют права брать оплату за свои услуги у водителей. Кроме того, требование о посещении медицинского заведения по месту прописки незаконно. Закон допускает осмотр и по месту пребывания", - отмечают в центре "Бехтерев". Там также предоставили редакции разъяснение от миграционной службы, подтверждающее эту позицию.
Иск от "Центра медицинской профилактики" был принят 10 апреля, заседание назначено на конец мая. При этом 20 апреля центр "Бехтерев" получил определение суда от 17 апреля (есть в распоряжении редакции), по которому действие письма приостанавливается до заседания.
Однако ни в МРЭО, ни в частных клиниках, ни в автошколах об этом пока ничего не слышали: корреспондент dp.ru обзвонил десяток этих заведений, представляясь учеником автошколы, и везде получал разъяснение о необходимости пройти осмотр у психиатра и нарколога в городском диспансере. В ГИБДД по Петербургу и Ленобласти не смогли оперативно прокомментировать эту ситуацию.
Савелий Лебедев, глава МО Балканский, который участвовал в принятии решения об обращении в суд, чтобы оспорить письмо главы ГИБДД, объясняет это тем, что сейчас под угрозой увольнения оказывается 200 сотрудников медцентров. "Я не хотел бы этого и тем более не готов взять на себя такое решение. Из-за этого и было принято решение об обращении в суд", - пояснил Савелий Лебедев. Почему его МО вообще ведет такой необычный бизнес, он пояснять не стал, объяснив, что муниципальные учреждения существовали задолго до того, как он возглавил МО Балканское.

Деприватизация

Игроки рынка частных клиник предполагают, что в Петербурге, таким образом, постепенно пытаются перевести все 1,5 млрд рублей объема этого рынка от частного бизнеса к государственному. Водители предпочтут проходить всех врачей в госучреждениях, раз уж им все равно уже нужно испытывать неудобства и стоять в очередях.  
"Такое положение дел нарушает фундаментальное понятие конкуренции. Претензии к качеству осмотров в частных клиниках понятны. Из 400 заведений, лицензированных на медицинские осмотры, только около 60 занимаются обследованиями более-менее регулярно, и лишь 7 из этих 60 полноценно оснащены для качественной работы. Но в таком случае контролирующие органы должны проверять качество работы отстающих клиник или вообще не выдавать лицензии, а не отнимать бизнес у компаний, работающих качественно", - считает руководитель ГК "Эко-безопасность" (входит в Ассоциацию частных клиник) Роман Константинов.
Ежегодно клиники Петербурга выдают более 500 тыс. справок водителям. Из них около 200 тыс. справок получают ученики автошкол, сдающие экзамен на права. Еще 300 тыс. справок приобретают водители перед прохождением техобслуживания или для получения прав международного образца, а также профессиональные водители (они обязаны проходить медосмотр каждые 2 года). Общая стоимость осмотра до апреля составляла в среднем 2500 рублей.