Евгений Войтенков и его партнеры по автохолдингу «Олимп» нашли нового покупателя на один из крупнейших в городе автосалонов на Исполкомской улице. Вместо холдинга «Автодом», который весь прошлый год вел переговоры о сотрудничестве с «Олимпом», автосалон площадью 21,7 тыс. м2 и стоимостью около 3 млрд рублей достался одной из крупнейших в России дилерских компаний с оборотом 90 млрд рублей — группе Major.
Как рассказал Евгений Войтенков, крупнейший акционер «Олимпа», сделка по продаже автосалона площадью 21,7 тыс. м2 на Исполкомской ул., 15, закрыта.
«Перед тем как уехать в отпуск на майские праздники, я уже дам указание своим сотрудникам освободить салон на Исполкомской», — говорит Евгений Войтенков. По его словам, сделка подразумевает продажу только здания, где сейчас продаются автомобили марки Mercedes, а не бизнеса «Олимпа». Цена здания не сообщается, но о масштабе сделки можно судить, например, по кадастровой стоимости этого объекта — более 1,5 млрд рублей. Авторитетный участник автомобильного рынка полагает, что эта цена занижена по меньшей мере вдвое, так как, по его мнению, рыночная стоимость «Олимпа» — минимум $3 тыс. за 1 м2, то есть весь автоцентр будет стоить где-то 3,2 млрд рублей. Эксперты из компании Astera оценивают весь актив в целом (с землей 6,8 тыс. м2) примерно в 2,3 млрд рублей.
«Бренд «Олимп» перестает существовать, а компания будет какое-то время работать для закрытия всех финансовых обязательств перед клиентами и партнерами», — поясняет Евгений Войтенков. Сам он с партнерами сосредоточится на торговле марками Mercedes и Porsche в салонах «Автопулково» на Пулковском шоссе. Эта компания не имеет отношения к «Олимпу» — у нее несколько отличается состав акционеров. Евгений Войтенков там имеет контрольный пакет, а, к примеру, Виктория Явник, которая была по решению суда не так давно лишена доли в «Олимпе» из-за корпоративного конфликта, в новом бизнесе не участвует.
Major — одна из крупнейших в России компаний по продажам машин. Она принадлежит президенту группы Михаилу Бахтиарову и партнерам. Она объединяет 74 авто- и мотосалона в Москве и шесть салонов в Петербурге. Ее оборот, по подсчетам «Автобизнесревю», в 2014 году составил 90 млрд рублей (+2% к уровню 2013 года). Это второй на рынке показатель. Для сравнения: у лидера российского авторынка, группы «Рольф», оборот в прошлом году составил 138,3 млрд рублей (+27% к 2013 году).
До недавних пор обсуждалась возможность сделки по слиянию «Олимпа» с другой московской группой – «Автодом». Планировалось, что компании с оборотом 8 млрд рублей и 16 млрд рублей в год соответственно объединятся и акционеры «Олимпа» получат доли в «Автодоме». Однако этого не произошло, как говорит Евгений Войтенков, по политическим и финансовым причинам, которые он не раскрывает. Объясняя причины срыва сделки, он лишь счел необходимым напомнить, что между принятием предварительного решения о ней и отказом автомобильный рынок постиг катастрофический спад продаж в октябре-ноябре 2014 года.
В Major отвечающий за общение с прессой директор по маркетингу Аристос Аристотелус пока не подходит к телефону, а в «Автодоме» ответственный за работу со СМИ сотрудник в отъезде до понедельника. Информация о продаже «Олимпа» группе Major уже обсуждается на рынке.
«Я слышал, что Войтенков ведет переговоры с Major», — рассказывает Игорь Щербаков, один из старейших участников авторынка Петербурга. Оценивая стоимость этого салона, он отмечает, что вряд ли москвичи будут добавлять премию за бренд к цене самого здания: за бренд платят только те, кто только выходит на рынок, а Major и сам вполне знает, как делать сильный бренд.
О скором закрытии сделки по продаже «Олимпа» группе Major слышал и глава консалтинговой компании «Авто Дилер» Михаил Чаплыгин. «Евгений Войтенков славится тем, что умеет грамотно и выгодно выходить из проектов. Покупателя на этот центр он искал не один год. Плюс этого объекта — не только удачная локация и площадь, но и наличие офисных помещений», — оценивает эксперт.
«Как показали события последних 2 лет с серией банкротств, крупные дилерские предприятия сейчас нежизнеспособны, — рассуждает владелец одного из старейших в городе салонов Gregory's Cars Григорий Брудный. — Евгений Войтенков — пионер в деле освоения авторынка, и то, что он с третьей попытки продал это здание, вызывает уважение и искренние поздравления. В такое время большие объекты недвижимости продать очень трудно».
По оценкам «Авто Дилер СПб», в 2014 году продажи группы «Олимп» (салоны на Исполкомской и в Пулково) выросли на 6,6% до 4196 машин. Это около 2,4% городского рынка продаж новых иномарок. Но надо иметь в виду, что весь рынок в целом просел на 6% — и это с учетом ажиотажных распродаж перед Новым годом на волне обесценивания рубля.
«Почти у всех зависимых (официальных) автодилеров сейчас страшные финансовые показатели, ведь они связаны контрактами с производителями, и у них нет возможности для маневра», — говорит Григорий Брудный. Он отмечает, что в Европе, где автодилерам также приходится нелегко, идет процесс массового банкротства дилеров, работающих по контракту с производителем.
«В той же Германии частные дилерские центры, которые доводятся до банкротства, вовсю заменяются представительствами заводов, которые интересуются только объемами продаж. Даже обслуживание частными компаниями новых машин — тоже рудиментарная штука в Германии, там большинство машин уже также обслуживаются в представительствах производителей», — рассказывает Григорий Брудный.
В Петербурге рынок продаж новых машин обрушился за I квартал на 38% (28 482 машин) и продолжает стремительно падать.
Впрочем, Евгения Войтенкова эти проблемы не касаются. Марки, которые он выбрал для торговли в своих салонах, показывают стабильный рост. Так, Mercedes по итогам I квартала 2015 года показал в Петербурге прирост продаж в 6% (1368 машин), а Porsche и вовсе в 53% (115).
«Нам не хватает сейчас где-то 200 Porsche, — делится Евгений Войтенков. — Все машины распроданы до сентября».
Кстати, кроме автомобилей Евгений Войтенков с недавних пор занимается и недвижимостью. В прошлом году стало известно о его планах инвестировать 3,4 млрд рублей в строительство апарт-отеля и офиса по соседству со своими дилерскими центрами на Пулковском шоссе.