Центробанк открестился от идеи ограничить валютные операции, прозвучавшей на заседании Совбеза со стороны силового блока, и категорически раскритиковал этот план. У ЦБ достаточно рыночных инструментов для этого, согласны аналитики.
Центробанк опроверг распространенную в СМИ информацию о предложении ограничить валютные операции, прозвучавшем на заседании Совбеза со стороны силового блока. В заявлении регулятора отдельно подчеркивается, что Банк России выступает против подобных мер. У ЦБ достаточно рыночных инструментов для контроля валютного курса, солидарны аналитики.
Накануне стало известно о том, что на очередном заседании Совета безопасности прозвучало предложение ограничить использование валюты в России. Комиссия, в частности, порекомендовала ЦБ и правительству подумать над повышением ликвидности и капитализации банковской системы и над мерами по обеспечению устойчивости региональных банков, а также над механизмом снижения использования иностранной валюты в РФ.
Ближе к полуночи Центробанк распространил заявление, в котором отметил, что вопроса по жесткому регулированию валютного рынка на повестке Совбеза не было, однако тема создания условий "для постепенного снижения уровня долларизации" экономики все же поднималась. Регулятор дополнительно отметил, что ограничительные меры в плане обращения иностранной валюты неприемлемы.
У Центробанка достаточно рыночных инструментов для контроля долларовой ликвидности. Вчера, например, ЦБ в очередной раз сократил лимиты предложения на еженедельном аукционе репо. Объем предложения на годовом аукционе сократился до нового исторического минимума — $0,5 млрд ($1 млрд неделей ранее), ставка достигла нового недельного минимума — 3,2%, отмечают аналитики Sberbank CIB. Предложение на 28-дневном аукционе снизилось с $3 млрд до $1,7 млрд с минимальной ставкой 2,18%. То есть банки получили в итоге $1,88 млрд. По оценкам аналитиков, на этой неделе банкам предстоит вернуть регулятору $1,9 млрд.
"Финансовый сектор привлек на этой неделе ровно столько ликвидности, сколько необходимо для рефинансирования текущих выплат без необходимости использовать валютные средства на текущих балансах (за последние 2 недели банки привлекли посредством валютного репо $2,2 млрд) или прибегать к заимствованиям на сегодняшнем аукционе недельного репо", — пишут аналитики Sberbank CIB в ежедневном обзоре. ЦБ становится кредитором последней инстанции, отмечается в обзоре.
Недавно регулятор в очередной раз повысил ставки валютного репо. Вкупе со снижением предложения на репо этот шаг можно рассматривать как политику, направленную против сильного укрепления рубля. Если банкам потребуется больше валюты, чем нужно для выплаты долга ЦБ, тем придется искать продавцов уже на бирже. В условиях не слишком дорогой нефти, которая сегодня торгуется вблизи $64,5 за баррель, сильный рубль бюджету невыгоден, а вот балансирование курса доллара в пределах 50-55 рублей — вполне.
"ЦБ ясно дал понять, что крепкий рубль экономике сейчас не нужен и помимо вербальных интервенций задействовал такой инструмент, как репо, — говорит аналитик "Альпари" Анна Кокорева. — Кроме того, регулирование курса может происходить за счет понижения ключевой ставки. Также ЦБ и Минфин сами могут создать искусственный спрос на валюту, скупая ее на рынке, например, для пополнения ФНБ".
Воздействие на валютный курс через ставки репо — довольно нестандартный инструмент, отмечает макроаналитик Альфа-Банка Дмитрий Долгин. Классический вариант в мировой практике — ставка по инструментам рефинансирования в национальной валюте, в случае России это ключевая ставка. "Еще один инструмент — ставки резервирования (ФОР) для банков по валютным и рублевым пассивам. Кроме того, ЦБ может проводить словесные интервенции", — пояснил эксперт. К слову, заявления о том, что валюты достигли равновесного значения, глава ЦБ и представители финансового блока правительства начали делать после достижение курсом доллара 49-рублевой отметки.
За последние полторы недели словесные интервенции по ослаблению рубля сделали Алексей Улюкаев, Антон Силуанов, Ксения Юдаева, Эльвира Набиуллина, Дмитрий Медведев и Владимир Путин, перечисляет аналитик Exness Сергей Кочергин. В условиях таргетирования инфляции ЦБ не будет скупать валюту на внутреннем рынке, чтобы сохранить золотовалютные резервы, считает специалист.
Ближайшее заседание Центробанка относительно ключевой ставки пройдет 30 апреля. В ее снижении никто практически не сомневается. Скорее всего, ставку опустят на 1-2 п.п., солидарны участники рынка и аналитики: инфляция замедлилась, паники на валютном рынке нет. Снижение нормы резервирования (как это сделал Народный банк Китая), которая сейчас составляет 4,25%, маловероятно, считают в Exness. Исходя из текущей ситуации, главный экономист Citigroup в России и СНГ Иван Чакаров, ждет снижения ставки на 1 п.п., однако к концу года ставку, по его прогнозу, опустят до 10%.
Слухи о введении тех или иных нерыночных мер воздействия на валютный рынок появляются постоянно. Обязательную продажу валютной выручки всеми экспортерами и другие подобные меры российские власти осенью 2014 года не стали вводить, посчитав последствия применения негативными для экономики в долгосрочной перспективе. О том, что налога на покупку валюты, как это сделали в Белоруссии, в России не будет, уже говорил министр финансов. Еще в декабре прошлого года глава Следственного комитета Александр Бастрыкин предлагал подумать об уголовном наказании валютных спекулянтов, чем немало удивил экономистов, включая правительственных. Бороться с ними уже предлагал и секретарь того же Совбеза Николай Патрушев.