Редактор "ДП" Александр Сологуб - о том, почему правительство решило пересмотреть тарифную систему на ж/д транспорте.
Правительство РФ возвело в ранг приоритетной задачи пересмотр тарифной системы на железнодорожном транспорте. "В области железнодорожного транспорта будет осуществлена перезагрузка тарифной системы, направленная на создание более благоприятных условий для перевозки продукции с высокой добавленной стоимостью по сравнению с сырьевыми товарами", — заявлено в проекте документа "Основные направления деятельности правительства РФ на период до 2018 года", опубликованном Министерством экономического развития на минувшей неделе.
Частные железнодорожные операторы и грузовладельцы уже устали критиковать чрезмерно сложную систему тарифообразования на железной дороге, не отвечающую современным запросам грузоотправителей. Более 10 лет назад, в самом начале реформирования РЖД, для того чтобы привлечь частные инвестиции в обновление вагонного парка, стоимость перевозки грузов по железной дороге разделили на несколько частей: плата за предоставление вагонов, плата за предоставление локомотивов и плата за использование инфраструктуры. Под давлением РЖД эти тарифы ежегодно повышаются Федеральной службой по тарифам. Порядок расчета стоимости услуг по перевозке грузов в различных вагонах определен в специальном документе — прейскуранте 10 – 01 "Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры". Он появился на свет с началом реформы РЖД и с тех пор постоянно корректировался. Как метко заметил однажды глава ФАС Игорь Артемьев, прейскурант — документ, отражающий влияние различных лоббистских групп на тарифы РЖД.
В результате формула расчета стоимости перевозки получилась настолько сложной, что позволяет РЖД управлять тарифами по своему усмотрению. Так, для расчета окончательного тарифа необходимо учесть множество коэффициентов: класс груза, вид груза, направление отправки, тип вагона, расстояние и т. п. Так, стоимость перевозки определяется не за фактическое расстояние между пунктом отправления и назначения, а за кратчайшее. Однако после того как между Петербургом и Москвой наладили высокоскоростное сообщение, грузовые составы пошли в обход. И только в 2014 году, когда правительство РФ решило заморозить тарифы, РЖД в ответ пересмотрели кратчайшие расстояния в формуле расчета тарифов. В результате, несмотря на заморозку, стоимость железнодорожной отправки в столичном направлении для грузовладельцев Северо–Запада выросла как минимум на 20%. В прейскуранте прописывались скидки для вполне конкретных компаний, например для владельцев терминалов в порту Усть–Луга, под тем предлогом, что надо стимулировать перевозку груза в этот порт (у РЖД, кстати, есть коммерческий интерес в нем).
Не отвечающая запросам многих частных компаний тарифная система вынуждает предпринимателей перевозить товары автотранспортом на тысячи километров. А это уже диагноз. Ни в одной развитой стране мира грузовики не везут товар на расстояние свыше 500 км — это невыгодно. В итоге РЖД теряют высокодоходные контейнерные грузы — перевозят на большие расстояния со скидками в основном уголь и руду. Убытки от их перевозки железнодорожники пытаются компенсировать, повышая тарифы на транспортировку нефти, нефтепродуктов, металлов, удобрений. Правительство решило исправить ситуацию, пересмотрев тарифную систему.
Читайте также:
"Деловой Петербург". Тариф пугает грузы