Американский сервис заказа такси Uber, который с прошлого года работает и в Петербурге, предлагает $3 млрд за картографический сервис HERE от финской компании Nokia. С одной стороны, это позволит компании расширить сферу своего бизнеса, с другой — избавиться от зависимости от компании Google, бывшего инвестора и будущего конкурента.
Сервис заказа такси через мобильное приложение Uber предлагает $3 млрд за картографический сервис HERE от финской Nokia — об этом написала газета The New York Times со ссылкой на три анонимных источника, знакомых с предложением о сделке. Сам Uber эту информацию не комментирует.
Сервис HERE называют главным соперником Google.Maps — популярнейшего продукта другой американской компании. Сейчас Uber пользуется Google.Maps, а также получает картографическую информацию от Apple и других компаний плюс сам занимается сбором данных.
"Связь и картография — основа бизнеса для таких компаний, как Uber, — поясняет Борис Рыбак, гендиректор консалтинговой компании "Инфомост". — Сейчас предприятия во многих отраслях боятся действий Google, который может вышибить их с рынка, ведь у него есть самый лучший доступ ко всем людям на свете".
Таким образом, Uber хочет снизить зависимость от Google. Притом что в 2013 году венчурный фонд Google вложил в Uber $258 млн и это самая большая инвестиция фонда за все время его существования. Одновременно Google отправила своего человека в совет директоров Uber. Все это в совокупности даже дало повод называть Uber "гугловским такси".
Но в начале 2015 года стало совершенно ясно, что Google разрабатывает свой сервис перевозок, то есть готовится составить конкуренцию Uber. Уже в марте 2015 года Uber приобрела компанию deCarta, производителя картографического ПО, базирующегося в Сан-Францско. В то же время, по данным The New York Times, Uber наняла целый ряд инженеров по картографическому ПО в последние месяцы. То есть компания явно заинтересована в развитии этого направления.
Собственный картографический сервис поможет Uber расширить сферу деятельности, считают специалисты, например, заняться грузовыми или межгородскими перевозками, то есть встать на путь превращения в большую логистическую компанию.
Недавно другой популярный международный сервис заказа такси с представительством в России — израильский GetTaxi — объявил о расширении спектра услуг: через мобильное приложение можно заказать не только такси, но и продукты питания, уборку дома, процедуры по уходу за телом.
Что же касается картографических сервисов, их востребованность на мировом рынке очевидно растет. Amazon и FedEx используют карты для управления своими глобальными логистическими операциями. А для Airbnb, так же как и для Uber, такая информация лежит в основе бизнеса.
Сервис HERE от Nokia базируется в Берлине, его развивают 6 тыс. сотрудников по всему миру, они поддерживают цифровые карты и связанные с ними транспортные сервисы в актуальном состоянии — ежедневно фиксируется 3 млн обновлений.
У HERE раз в десять меньше мобильных пользователей, чем у Google.Maps (им пользуется около 1 млрд человек), но зато этот сервис Nokia доминирует в области автомобильных карт. У HERE 80% мирового рынка навигационных систем, встроенных в автомобили, и Nokia тратит сотни миллионов долларов ежегодно, чтобы обновлять свои карты. Годовая выручка HERE — $1,1 млрд, это меньше 8% общей выручки Nokia в 2014 году. А главное, для Nokia это непрофильный сервис, говорят аналитики.
В минувшем апреле стало известно, что Nokia готова продать HERE. Сразу же появилась информация о множестве претендентов. The Wall Street Journal сообщала, что немецкие автогиганты BMW AG, Audi AG, Daimler AG и Mercedes-Benz в консорциуме с китайской интернет-группой Baidu готовы отдать за HERE более 2 млрд евро. И тут опять видно противодействие Google, который активно вкладывается в создание автопилотируемых автомобилей и собирается через 2 года — 5 лет предложить готовое к масштабированию решение. Помимо автоконцернов, ранее IT-компании Facebook и Microsoft обнаруживали интерес к HERE.
В "
Яндексе
"
, которому принадлежат сервисы "Яндекс.Карты" и "Яндекс.Такси", говорят, что иметь собственные карты для создания сервиса, работающего на их основе, совсем необязательно. Собственно, Uber и GetTaxi как раз могли бы тут быть показательными примерами. При этом сам "Яндекс" собирается развиваться в логистике дальше: предлагать в будущем сервисы для интернет-магазинов.
Для компании Uber вложение в HERE, очевидно, будет не рядовой покупкой. Глава агентства TelecomDaily Денис Кусков считает, что Uber могла бы поискать более дешевые инструменты для развития.
Инвесторы оценивают Uber в $41,2 млрд. Правда, отраслевые эксперты считают сумму завышенной: "Она учитывает будущий потенциал, который может и не реализоваться", — говорит Борис Рыбак. Еще в 2014 году Uber оценивали в $18,2 млрд.
Uber работает в 54 странах мира. Но в некоторых государствах, например в Испании, выход на рынок для этой компании закрыт. В конце 2013 года сервис запустился в Москве, в середине 2014-го — в Петербурге, где объем рынка таксомоторных перевозок составляет около 10 млрд рублей в год.