Генеральный директор ООО "Правовые инновации" Андрей Григорьев - о том, с какими проблемами сталкиваются бизнесмены, которые хотят разместить ларек в Петербурге.
Защищая интересы группы предпринимателей, арендовавших у муниципалитета Новой Ладоги участок под нестационарные торговые объекты (НТО, а попросту ларьки), я пришел к выводу, что малый бизнес в нашей стране онтологически рассматривается не как основа для процветания общества, а исключительно как дойная корова местных чиновников. Федеральное законодательство содержит только общие понятия о возможности размещения НТО. Сам же порядок включения, а самое главное — исключения земельного участка из схемы размещения ларьков (в законе лаконичная формулировка — "внесение изменений в схему"), отдан на законодательный откуп субъектам и в первую очередь муниципалам.
Таким образом, получается, что на местном уровне каждый муниципалитет сам устанавливает и меняет правила игры для предпринимателей. А учитывая непосредственную близость муниципала к зависящим от него ларечникам, в ситуации, когда конкретный чиновник на месте решает судьбу торговой точки, коррупционная составляющая просто патологически не может не превышать допустимый уровень.
Еще одна глобальная проблема — договор аренды земельного участка, который на законодательном уровне никак не привязан к схеме размещения. Формально договор заключается на основе включения земельного участка в схему. Но по Гражданскому кодексу администрация может расторгнуть его или отказаться продлить по истечении срока аренды, даже несмотря на то, что земельный участок включен в схему размещения. Точно так же муниципалитет может исключить земельный участок из схемы размещения при заключенном и действующем договоре аренды. Судебная практика по этой категории споров складывается явно не в пользу предпринимателей. Получается, что законодатель под видом благой цели — регулирования выделения земельных участков для торговли — создал все условия для правового беспредела исполнительной власти.
Наш кейс в Новой Ладоге продемонстрировал это очень наглядно. Когда в конце 2014 года там поменялся глава муниципального округа, буквально в течение 2 недель после этого несколько земельных участков, занимаемых местными предпринимателями, были исключены из схемы размещения нестационарных торговых объектов. Договоры аренды при этом были расторгнуты. Оперативность и отсутствие в тексте постановления администрации объективных причин для этого навели бы обывателя на мысль, что конкретный бизнесмен просто не угодил конкретному чиновнику.
В защиту интересов предпринимателей по таким ситуациям Минпромторг полтора года назад издал письмо о недопустимости произвольного исключения объекта НТО из схемы размещения. Но это всего лишь информация к размышлению для муниципалов. Пока правила размещения нестационарной торговли — единые для всей страны — не будут прописаны в федеральном законе, малый бизнес останется беззащитным перед местной властью. И его доходы будут питать не бюджет страны, региона или того же муниципалитета, а карманы отдельных местных чиновников.