В российских портах сократилась перевалка контейнеров — почти на треть. В Ассоциации морских торговых портов надеются, что в конце года ситуация немного выровняется, а затем начнется рост. Впрочем, далеко не все участники рынка разделяют этот оптимизм.
Перевалка контейнеров в российских портах по итогам 2015 года сократится на 4,4%, до 5050 тыс. ДЭФ (двадцатифутовый эквивалент, контейнер 6,1 м). Такой прогноз сделал исполнительный директор Ассоциации морских торговых портов РФ, руководитель АО "Пассажирский порт Санкт-Петербург "Морской фасад" Серик Жусупов на VII международной конференции "Перспективы развития Большого порта Санкт-Петербург".
По словам Серика Жусупова, ухудшение конъюнктуры морских грузоперевозок в российских портах вследствие экономического кризиса и санкций затронуло в первую очередь контейнерную перевалку. Наиболее сильное падение контейнерного оборота за I квартал текущего года произошло в петербургском порту — 28,2%, до 431,1 тыс. ДЭФ. Местный порт переваливает самое большое количество контейнеров в России — около 2,4 млн ДЭФ, или 45% от совокупного контейнерного оборота всех российских портов. В среднем по всем портам России обработка контейнеров в I квартале 2015 года сократилась на 23%, отметил эксперт.
Прежде самое большое падение контейнерного оборота было в 2008 году — 33%, напомнил эксперт. "В этом году мы можем еще близко подойти к этому значению. А затем, надеюсь, начнется рост", — полагает Серик Жусупов. По его словам, сейчас ситуация стабилизируется, вскоре начнется рост и к концу года темпы падения сократятся: по итогам года перевалка контейнеров составит 5050 тыс. ДЭФ, что ниже уровня 2014 года на 4,4%.
В последующие годы, по его прогнозу, контейнерный оборот будет расти и к 2020 году достигнет отметки 10 680 тыс. ДЭФ.
Другие участники конференции не разделяют оптимизма Серика Жусупова и не ждут увеличения грузопотока в ближайшее время. Более того, некоторые эксперты отмечают увеличение финансовых рисков в отрасли, поскольку многие компании из-за высоких процентных ставок испытывают сложности с пополнением оборотного капитала. "Возрастают риски неплатежеспособности, — отмечает заместитель генерального директора ГК "Балтика-транс" Ирина Капитанова. — Из-за того что клиентам не хватает денежных средств, растут отсрочки по платежам, они уже достигают 60 дней".
Улучшения ситуации на финансовом рынке в ближайшее время не стоит ждать. Василий Копосов, старший аналитик ИК "Энергокапитал", полагает, что санкции в отношении России сохранятся минимум до конца 2015 года, средняя цена барреля нефти составит $55-65, за доллар США будут давать 60 рублей, отток капитала продолжится, расходы бюджета будут сокращаться. Вероятнее, по мнению эксперта, российская экономика по итогам года сократится на 3-5%, инфляция будет на уровне 12-14%, Банк России продолжит умеренно-жесткую денежно-кредитную политику, ключевая ставка будет колебаться в диапазоне 10-12%.