Производитель автокомпонентов Johnson Controls в сентябре закрывает завод в Шушарах

Автор фото: rrpa.ru

Вслед за автомобильными производителями, базирующимися в Петербурге, сворачивают свои мощности иностранные производители компонентов салона и автозапчастей. Завод GM переводит производство в Белоруссию, Ford сокращает производство, а приходивший в Россию ради него производитель автомобильных кресел и других комплектующих салона Johnson Controls в конце сентября закрывает завод в Шушарах.

Как стало известно dp.ru, в начале недели сотрудникам завода Johnson Controls в Шушарах объявили, что до 30 сентября их сократят, поскольку завод закрывается. По данным Центра занятости населения, на сегодняшний день на заводе числится 167 сотрудников. Руководство предприятия, рассказали рабочие, участвовавшие в собрании, предложило сотрудникам два варианта выходного пособия: семь полных зарплат либо шесть плюс помощь кадровой службы в дальнейшем трудоустройстве. Им также объявили, что компания уходит только из Петербурга, завод компании в Подмосковье, например, продолжит работать. Генеральный директор завода Ольга Зарубина за 2 дня на вопросы dp.ru не ответила.
Объемы заказов производителей комплектующих падают практически идентично объему производства автомобилей — сегмент автокомпонентов в этом году может просесть на 25-30%, заключает генеральный директор Auto-Dealer-СПб Михаил Чаплыгин. Уверенно себя сейчас могут чувствовать только поставщики Hyundai.
Те же, кто приходил конкретно под GM, сейчас могут уйти, особенно если они здесь не осуществляли прямые инвестиции в подготовку участков, строительство заводов и т. д., говорит эксперт. В конце 2013 года в СМИ сообщалось о строительстве в Шушарах второй очереди завода автокомпонентов стоимостью $19 млн. На данный момент компания на долгосрочной основе арендует площади в логистическом парке "Шушары", отмечается на сайте проекта.
Ключевой потребитель продукции Johnson Controls — завод Ford во Всеволожске, были договоренности и с GM, рассказывает Михаил Чаплыгин. "Понятно, что в прошлом году производство на Ford сократилось более чем в 2 раза, в этом падение продолжится. А Johnson Controls приходил в Россию именно под этого клиента", — рассказывает аналитик. В 2014 году завод сократил производство до 30 тыс. автомобилей с 70 тыс. в 2013 году.
Производители кресел — специализация завода в Шушарах — были чуть ли не первыми, кто стал следом приходить за иностранными автоконцернами в Петербург. Помимо Johnson Controls это, например, Toyota Boshoku или поставщик Hyundai — Daewon, расположенный среди прочих в промышленном парке завода. Локализация кресел обычно актуальна на первом этапе развития автопроизводств.
На днях сообщалось, что свои мощности под Петербургом свернул крупный канадский производитель автомобильных комплектующих Magna. С Ижорских заводов, где ранее делали бамперы для завода Ford во Всеволожске, производство перенесли на предприятие в Калуге — здесь также делают бамперы для Skoda, Volkswagen, Renault, Citroen, Peugeot и Nissan. Проект на Ижорских заводах был лишь точкой входа на рынок, площадкой для отладки бизнес-процессов, говорили тогда эксперты. А уход, учитывая конъюнктуру, также называли вполне логичным.
Последние сводки с рынка автопроизводителей все хуже. Те, кто пока не ушел с рынка, планируют в июле-августе ненадолго остановить заводы. Nissan уйдет на каникулы с 11 июля по 2 августа, с 20 июля по 2 августа приостановит работу Hyundai, Ford отправит сотрудников по домам с 20 июля по 7 августа, позже на отдых отправят всех сотрудников Toyota — с 3 по 16 августа. Однако плановые летние отпуска на автомобильных заводах — общемировая практика, по крайней мере на заводах Nissan, утверждает их пресс-служба.
Ранее о консервации завода в Петербурге заявили в General Motors. Она начнется в июле. Накануне стало известно, что автоконцерн запустил производство автомобилей Opel Mokka на белорусском заводе "Юнисон". Модель, которую будут собирать из поставляемых машинокомплектов, до конца года будут продавать в России. Mokka — одна из самых популярных моделей Opel, в России в прошлом году их продали 22,8 тыс. штук. На заводе "Юнисон" до этого уже собирали небольшие партии французских Peugeot и Citroen, а также китайских седанов Zotye Z300.
Мощностей в Белоруссии как раз хватит, чтобы удовлетворить оставшийся спрос в России, который, судя по производственным показателям, продолжает падать. По данным Росстата, с января по апрель в России выпустили 480 тыс. легковых автомобилей — на 20,5% меньше, чем за такой же период прошлого года по сравнению с тем же периодом прошлого года. Производство в Петербурге в прошлом году (Toyota, Nissan, Hyundai, GM) снизилось на 8%, по данным агентства "Auto-Dealer-СПб", до 361,4 тыс. машин. Данные Ассоциации европейского бизнеса свидетельствуют и о сокращении продаж, они за 4 месяца сократились в России на 37,7%, в апреле — на 41,5%, до 132,4 тыс. машин, в Петербурге, по данным "Auto–Dealer–СПб", — на 6%, до 191,4 тыс. авто.
Тем удивительнее, что петербургские бизнесмены начинают активно инвестировать в производство комплектующих. Предварительно суммарные вложения оцениваются выше чем в 6 млрд рублей. Планы по инвестициям уже озвучил контролирующий заводы "АД Пластик" в России и Европе Сергей Бодрунов, владелец ГК "Петровский строитель" Вагиф Мамишев, а также ЗАО "Мир упаковки". Основной посыл — кризис рано или поздно кончится, и сейчас его нужно использовать в качестве возможности.
Бегство иностранных компаний и внезапную расторопность российских Михаил Чаплыгин объясняет оценкой рисков и потерь от уходов. "Если есть прямые инвестиции, то уйти сложно — тот же GM не уходит полностью, а консервирует завод. С другой стороны, поставщикам комплектующих, как и производителям автомобилей, следует внимательно изучить вариант экспорта, — говорит эксперт. — Для того чтобы выводить свои производства в плюс, необходимо поставлять компоненты на суммарные мощности в 100 тыс. машин в год. Понятно, что сейчас в России такой объем набрать не так просто, поэтому стоит взглянуть на ближайшие страны, где выпускаются автомобили".
Стратегию экспорта уже выбрал Hyundai, который ведет переговоры о начале поставок автомобилей в Египет. Компания уже занимается получением так называемого сертификата происхождения продукции. Документ даст право на экспорт за пределы СНГ. Вопрос пока решается в недрах Комитета по промышленной политике и инновациям.
Американская корпорация Johnson Controls, Inc. со штаб-квартирой в Милуоки — крупнейший мировой производитель электроники и программного обеспечения для систем управления зданием, один из мировых лидеров рынка оборудования для автомобильной индустрии — речь идет как о механических составляющих, так и о внутренней отделке салона. Офисы компании расположены более чем в 150 странах, общий штат сотрудников приближается к 170 тыс. человек.
В целом по миру дела у глобального производителя идут хорошо. Недавний отчет показал рост квартальной прибыли до $529 млн с $261 млн годом ранее. При этом чистая выручка составила $9,2 млрд, снизившись на 2,8%.