Президент Арабо-Европейской ассоциации Максим Тафинцев — о том, почему власти России в этом году всерьез занялись вопросом создания в стране законодательных предпосылок для исламского банкинга, действующего в соответствии с законами шариата.
Максим, расскажите, в каком состоянии сегодня находится продвижение исламского банкинга в России?
— Только в этом году начали обсуждать эту тему рабочие группы в Совете Федерации, технически – в Центробанке, то есть сейчас создана техническая команда, которая обсуждает не "нужно — не нужно", а какие конкретно элементы нужно вводить в российское законодательство.
То есть определенные заинтересованные стороны нашли наконец-то выход на Совет Федерации и ЦБ ?
— На самом деле в Совете Федерации есть много мусульман, и эти люди – не последние бизнесмены в России и представители крупнейших регионов страны. Но дело не только в этом. За последние 5 лет сформировалась практика, которая была сформирована в рамках существующего законодательства. Практика, которая позволяет определенные продукты использовать и применять. Позволительна продажа в рассрочку, лизинг, страховые продукты начали функционировать. И для того чтобы вести кредитно-депозитную политику, уже сейчас нужны изменения в законодательство о банковской деятельности. Для того чтобы исламские финансовые продукты не становились дорогими, нужны определенные изменения в части налогового законодательства.
В чем состоит здесь двойное налогообложение?
— А в том, что если российский банк дает тебе кредит под проценты, чтобы ты на него что-то купил, то в случае с исламскими банками они сначала покупают это имущество, а потом тебе в рассрочку перепродают. И НДС двойной получается: сначала при покупке, а потом при продаже. И чтобы они были в том же положении, что и коммерческие банки, нужно позволить эти проводки считать не торговыми, а финансовыми операциями. И чтобы они налогом облагались только на выходе – только последняя сделка, когда банк продает вещь заемщику.
Потому что они это делают во избежание элемента, который называется "риба": ты не даешь деньги в рост, а участвуешь в реальной сделке. Потому что в исламских финансах основа – это субъект сделки, должно быть что-то, что ты купил и продал. А дальше как ты сделку структурируешь – это уже второе. Все равно государство свой налог получит, пусть не 2 раза, но получит. Фактически по документам банк владеет имуществом пару секунд, когда он участвует в операции, и неразумно будет, если он будет облагаться налогами по полной в таком случае.
А те микрофинансовые организации, которые на стройках гастарбайтеров кредитуют до зарплаты – это не исламские банки?
— Нет, когда там под 200-300% – это точно не исламские банки. Это серый маркет. Мы как раз ратуем за то, чтобы не было серого маркета. Чтобы те 20 млн мусульман, которые живут в России, которые граждане России, были вовлечены в легальный финансовый рынок, не вступая в диссонанс со своими религиозными убеждениями. Сегодня они вынуждены вести финансовую деятельность нелегально.
Это когда представитель диаспоры выдает приезжему на открытие торговой точки начальный капитал?
— Это уже партнерство, мурабаха. Когда есть финансовый партнер, комьюнити, и есть тот, кто вкладывает свой труд. В этом смысле исламский банкинг существует давно, просто он неформатирован в том понимании, в котором государству можно было бы его регулировать. И наша задача в том, чтобы деньги мусульманского населения были прозрачны, понятны и видны. Чтобы они действовали полноценно в рамках нашей экономики, а не лежали где-то в кубышках или участвовали в непонятных транзакциях.
Давая возможность мусульманскому сообществу, чтобы полноценно функционировали его финансовые структуры, мы тем самым открываем дорогу и иностранным инвесторам. Потому что многие из них говорят: мы готовы прийти, но не можем, потому что нет необходимого законодательства. Они не хотят приходить и менять нам законы. Это наша задача, если мы это сделаем – тогда они приходят.
Я правильно понимаю, что, когда деньги Запада стали нам недоступны, возникла необходимость взять их хотя бы где-то. И тут как раз предпосылки для исламского банкинга и назрели?
— Работа ведется давно. Мы уже несколько лет проводим Казань-саммит "Россия – ОИС". Страны ОИС – это 50 стран мусульманского мира. И по сути это Юго-Восточная Азия, Ближний Восток, Северная Африка, Центральная Азия – все те страны, к которым мы повернулись сейчас, когда говорится, что мы повернулись на Восток. Кроме Китая и Кореи там есть еще и эти страны. А для работы с ними кроме традиционных финансовых инструментов нужны и инструменты, в которые они все больше и больше переходят в своих экономиках. И соответственно, там накапливаются очень крупные сегодня средства – речь идет уже о триллионах долларов.
И нам бы хотелось, чтобы Россия, так же как и Лондон, как и Гонконг, как и Люксембург, начала активно участвовать в этих процессах и привлекать эти средства. Лондон, не являясь мусульманской страной, является исламским финансовым центром. Там есть и банки, и инвестфонды. Они что сделали? Они просто свое законодательство дополнили нормами, учитывающими принципы исламского банкинга.
То есть они исключили двойное налогообложение?
— Да. Кроме того, у нас, например, в банковском законодательстве написано, что проценты должны начисляться как при выдаче кредита, так и при привлечении денег. Обязательно, это прямо зафиксировано. В исламских банках ты не можешь ставить фиксированный доход. Клиент, вкладывая деньги в отдельные аккаунты в исламском банке, или в инвестиционные, или в сберегательные, или партнерские, – он на самом деле точно не знает, сколько он получит назад за свои деньги. Но есть истории банка, за несколько лет, которые позволяют прогнозировать следующие временные периоды.
Как ПИФы?
— Ну примерно так. По сути это инвестиционные инструменты. И вот один из моментов, который многие пытаются использовать: якобы исламские финансовые институты – это террористические деньги. Вот мы как раз хотим, чтобы все исламские финансовые структуры попадали под регулирование ЦБ, чтобы серый рынок превратился в нормальный, прозрачный. Чтобы можно было четко прослеживать: есть там такие деньги или нет их там. Чтобы на пустом месте просто так не создавать спекуляции.
Каков объем этого потенциального рынка?
— Исходим из того, что мусульман в России 20 млн человек. Даже если 2 млн из них будут вовлечены в активную финансовую деятельность – а, как известно, мусульмане отличаются завидной деловой активностью, – то их вовлечение в легальный финансовый оборот выведет из тени гигантские средства. Кроме того, наша страна привлечет новых инвесторов. Малазийцев, индонезийцев: они очень активно интересуются российским рынком. Мало кто знает, что крупнейший инвестфонд Абу-Даби через Сбербанк давал деньги на Олимпиаду в Сочи – 1,5 млрд долларов. Очень успешный проект, по сути, исламские деньги помогли России провести Олимпиаду.
Есть ряд других очень интересных проектов, связанных с РЖД, – это скоростная магистраль до Казани, логистические проекты. Энергетические. Как только государство стало понимать, что это интересно, очень оперативно были проведены изменения, касающихся двойного налогообложения между Эмиратами и Россией. То есть госкорпорации теперь имеют право заключать такие соглашения, привлекать средства исламских банков, не облагаясь налогами. Со стороны России это Сбербанк, "Газпром", "Роснефть". Со стороны Эмиратов там крупнейшие инвестфонды, государственные крупнейшие исламские банки – они очень активно общаются с Россией. Крупнейшие госбанки очень активно лоббируют интересы России и обсуждают многие инвестиционные проекты – допустим, Сбербанк. И он принимается в этом исламском мире как надежный партнер. Но при помощи госструктур, при изменении законодательства это будет гораздо проще.
Если это будет реализовано в законодательстве, для частных банков это будет интересно?
— Конечно. В наших южных регионах – Чечня, Дагестан, Ингушетия, Закавказье – они сейчас все в полусером формате работают. Они просто в чистое поле выйдут. И будет меньше всяких там рискованных операций. Это все будет регулироваться, будут платиться налоги там, где сегодня они вообще не платятся.
Это касается только мусульманских регионов или столичные тоже?
— Столичные тоже. Можете посмотреть новости, там в дни Рамадана центр Москвы и Петербурга просто останавливается. Часть пусть приезжие, но для них Россия становится вторым домом. Диаспоры арабские тоже присутствуют – и среди них много бизнесменов. С Ираном идет активная работа, эта диаспора растет. Опыт нашей команды с теми государствами и с их законодательствами, которые существуют в контексте законов Шариата и нормам Корана соответствуют: в формате нового мира – они дают плюс и не мешают друг другу, и при этом все это регулируется, они получают налоги от этого оборота.
Очень положительный опыт есть у наших соседних стран, таких как Казахстан. Это тоже очень большая страна с нефтяными, с сырьевыми ресурсами. И основной доход у них с этого формируется. И они пошли по пути активного внедрения исламских финансовых институтов больше чем 5 лет назад, и у них есть хороший результат. Уже сегодня инвестиции в финансовый сектор Казахстана со стороны исламских банков составляют несколько миллиардов долларов. И крупнейшие инвесторы исламские, арабские – они идут в Казахстан. К сожалению, они пока не идут в Россию.