SuperGazelle-компания УК "СкайРест" нарастила оборот за 3 года на 1529%. Гендиректор компании Александр Затуливетров рассказал о том, как выжить на очень маленькую прибыль.
Что происходит с рынком общепита сейчас и кому достаются посетители?
— У нас все как обычно: пир во время чумы. Пока все радостно говорят об умирании рынка, открываются новые заведения. Причина: то ли русский авось, то ли антикризисная прививка, благодаря которой все кризисы мы переживаем. Да, обороты упали в 2015 году на 20–30%, но говорить о катастрофическом положении дел не приходится. Сейчас меняются форматы, они ориентированы в основном на молодежь, которая уже не представляет, как можно проводить досуг вне баров и кафе. Может быть, молодежь стала меньше на один бокал заказывать пива — вот и вся их экономия. В целом вот этот незаказанный бокал — это как раз те самые 30%, на которые просел рынок.
В чем ваша главная антикризисная стратегия?
— Низкие цены, гибкость, спокойствие. Люди не готовы платить много, даже когда цена в ущерб качеству. Рестораторам надо уметь отказываться от неприбыльных проектов и, главное, не бросаться из стороны в сторону. Если вы уже начали работать, условно говоря, для хипстеров, нельзя завтра начинать работать для нуворишей или, например, для детей.
Читайте также:
Gazelle
"ДП" начинает ежегодный сбор gazelle
Также надо заставить всех работать. Последние сладкие годы разучили всех работать. Персонал надо сократить до минимума, исходя не из количества возможных должностей, а из количества решаемых задач. И еще надо заставлять работать себя. К сожалению, это такой неприятный момент.
— Удобен ли Петербург для ведения ресторанного бизнеса? Какая главная трудность у рестораторов?
— Сложность в нашей провинциальности, руководство города не может поверить, что мы культурная, туристическая столица. Хотя всех активно к этому призывает. Уже избитая тема: попробуйте получить разрешение на открытие летних веранд. Для этого надо пройти согласование в 12 комитетах! И везде тихо говорят: открывайтесь так. Зато если поймают через два месяца, вернете все затраты, в том числе и на штрафы. То есть получается, что всем выгодно, чтобы мы работали нелегально. Но нелегальность снижает уровень сервиса и способствует росту цен. Поэтому с клиентов на летних террасах сдирают все что можно. Тяжело также получить кредиты. Написал заявку на потребительский кредит в Сбербанке на 500 тыс. рублей на 2 года. Одобрили 78 тыс. рублей на 5 лет. Хотя кредитная история абсолютно чистая. А я было поверил в господина Грефа!..
— Как удалось получить рост оборота в 2014 году 290%?
— Это не от богатства или от успешности, а наоборот. Если появляются деньги, то быстро покупаешь или берешь в аренду соседнее помещение, чтобы увеличить оборот, увеличить прибыль. Но за год прибыли я почти в руках по–настоящему не держал. Наш доход составил 87,5 млн, а расход — 77,8 млн. На достойный доход рассчитываю в будущем, пока только вложения.
Что бы вы посоветовали начинающим?
— Не открываться (смеется). Если серьезно, сейчас лучшее время, чтобы открыть дверь в клетку–колесо для белки, а там уж как сложится. Новые рестораторы либо накачают мышцы, либо умрут в изнеможении. Рецепт успеха понятен как никогда — специализация под тех, у кого есть деньги. Например, до сих пор в городе никак не охвачены заведения для девичьих компаний. А они тратят много времени и денег, и это нельзя оставлять безнаказанным (улыбается).