Партнер Maxima Legal Владимир Килинкаров — о подводных камнях амнистии капитала в России.
Амнистия капиталов, закон о которой был принят в рекордные сроки — с декабря 2014–го по май 2015 года, — встретила живой отклик среди наших клиентов. Она подоспела как нельзя вовремя, ведь в мире ясно наметилась тенденция автоматизации межгосударственного обмена налоговой информацией.
Практически решен вопрос о вступлении России в многостороннее межправительственное соглашение об автоматическом обмене информацией о финансовых счетах, каковой обмен для 54 государств планируется в сентябре 2017 года. В соглашении участвуют горячо любимые нашим бизнесом BVI, Кипр, Швейцария, Сейшелы, Каймановы острова, Гернси, Джерси и т. д. И можно быть уверенными, что к 2018 году информация о зарубежных активах и счетах наших граждан автоматически окажется в руках российских налоговиков.
Бизнесмены с подачи чиновников начинают рассматривать введенную амнистию капиталов в качестве последней возможности вскочить на подножку уходящего поезда. Да и понятно, что от возможности "беспошлинно" вернуть активы в Россию многие отказываться не станут: даже если клиент не хочет раскрывать все свои активы за рубежом — если ему, скажем, нечего бояться, — почему бы не воспользоваться шансом и не переложить российскую недвижимость или, к примеру, ценные бумаги в карман фактического владельца бизнеса, не платя при этом налоги? Многие наши клиенты об этом задумываются, вопросы звучат каждый день.
Законодатель на этот счет предусмотрел очень много бонусов. Декларация об активах запечатывается и сдается на централизованное хранение в ФНС. На декларацию распространяется усиленный режим налоговой тайны: по закону никто не может получить к ней доступ, и этот документ будет храниться за семью печатями до тех пор, пока вы не предъявите его самостоятельно для использования тех гарантий, которые предоставляются декларанту.
Читайте также:
Новости СПб
Амнистия пройдет мимо бизнесменов
О каких гарантиях идет речь? В первую очередь освобождение от уголовной, административной и налоговой ответственности. Сведения, указанные в декларации, не могут быть использованы в качестве основания для возбуждения уголовного, административного или налогового дела, а также в качестве доказательства в рамках таких дел. Эти декларации нельзя использовать как основания для налоговых проверок или доначисления налогов. Операции по передаче имущества от номинала к бенефициару, как и полученные в результате такой передачи доходы, освобождаются от НДС, НП, НДФЛ.
Конечно, амнистия не так проста, в ней есть подводные камни, многие положения прописаны нечетко, некоторые и вовсе некорректно. Льготы имеют либо чересчур строго ограниченные, либо, наоборот, расплывчатые пределы, да и не всякое имущество удастся задекларировать. Кроме того, нужно понимать, что закон еще не рассмотрен сенаторами, которые его и инициировали год назад, и не подписан президентом. Думаю, к середине июня это произойдет, потом бизнес и государство договорятся о толковании спорных моментов, и где–то осенью выйдут нужные разъяснения. Тогда–то и будут приниматься стратегические бизнес–решения.