Оборот петербургских проектировщиков, работающих на оборонную отрасль, превысил отметку 90 млрд рублей, но пока это не помогло России преодолеть технологическое отставание.
Петербургские научно–производственные организации энергично наращивают обороты на гособоронзаказе. В городе действует около тысячи проектных, конструкторских бюро с совокупным годовым оборотом около 220 млрд рублей (по итогам 2014 года). Значительная часть этой суммы (40%) — это заработок компаний, занимающихся проектированием и разработкой военной продукции. Благодаря гособоронзаказу совокупный оборот первой десятки крупнейших петербургских научно–производственных организаций с 2010 года вырос в 2,5 раза, превысив отметку 90 млрд рублей.
Многие из них не только способны производить проектную документацию, но и обладают материально–технической базой, позволяющей создавать опытные образцы изделий и даже выпускать их малыми сериями. В 2015 году петербургские оборонные предприятия получат заказов на 280 млрд рублей, что на 30% выше уровня 2014 года, подсчитали в комитете по промышленной политике и инвестициям. Примерно в такой же пропорции возрастут доходы и научных организаций. Правда, эффективность этих инвестиций не всегда на высоте, отмечают промышленники. Оборонка до сих пор пожинает плоды так называемых лихих 1990–х, когда российская наука отстала от европейской, вследствие чего Россия в некоторых видах вооружений теряет позиции на мировом рынке.
Лидеры науки
В топ–10 петербургских проектировщиков в основном входят предприятия, в большей или меньшей степени связанные с кораблестроением. Но возглавляет его институт "Атомпроект" (входит в госкорпорацию Росатом). Выручка предприятия за прошлый год превысила 20 млрд рублей, что в 11 раз выше уровня 2010 года.
Растущая потребность флота в новых подводных кораблях позволила Центральному конструкторскому бюро морской техники "Рубин" нарастить обороты с 12,9 млрд рублей в 2010 года до 20,5 млрд рублей в 2014–м и занять второе место в списке. По разработанным "Рубином" проектам на ПО "Севмаш" строится серия подводных стратегических атомных ракетоносцев "Борей", а на Адмиралтейских верфях — серия дизель–электрических подводных лодок разных проектов. Тройку лидеров крупнейших научных организаций Петербурга замыкает разработчик автоматизированных систем управления для подводных лодок и надводных кораблей — концерн "НПО Аврора".
В "Атомпроекте" объясняют резкое увеличение своих доходов присоединением к другому петербургскому институту — Восточно–Европейскому головному научно–исследовательскому и проектному институту энергетических технологий (ВНИПИЭТ). Эта организация по гособоронзаказу занимается проектированием и модернизацией объектов ядерно–оборонного комплекса, в частности выполняет проектные работы по модернизации ФГУП "Производственное объединение "Маяк" (выпускает компоненты ядерного оружия).
В "Атомпроекте" отмечают, что доля гособоронзаказа составляет пока 10% от суммы доходов. Но зато есть перспективы роста. В мае этого года Росатом заключил соглашение о сотрудничестве с Федеральным агентством специального строительства (Спецстрой России). Соглашение касается обновления системы объектов ядерного оружейного комплекса. Объем производственной программы Спецстроя по сооружению таких объектов вырос с 2012 года более чем в 7 раз.
ОКР урежут?
Доходы петербургской науки будут расти и дальше в обозримой перспективе, предпосылок сокращения госфинансирования не предвидится.
Глава "Рубина" Игорь Вильнит ранее заявлял, что бюро уже приступило к работам по созданию неатомной лодки пятого поколения, а также планирует модернизировать атомные крейсеры, которые будут создаваться после 2020 года. Аналогичные планы есть и у Санкт–Петербургского морского бюро машиностроения "Малахит", по проекту которого на "Севмаше" строится серия многоцелевых атомных подводных лодок "Ясень".
Однако, несмотря на рост доходов, некоторые научно–производственные объединения, не только разрабатывающие, но и выпускающие единичные изделия, прибыль могут не получить.
По словам генерального директора концерна "Аврора" Константина Шилова, предприятие перегружено заказами, портфель заказов составляет 20–22 млрд рублей. Главная проблема для оборонщиков, по его словам, — рост цен на материалы и комплектующие (в том числе импортные), вследствие чего сокращается рентабельность работ по внедрению новых разработок. В целом по отрасли рентабельность колеблется в диапазоне 5–10%.
"Проблема понятна и очевидна. Ее недавно обсуждали на военно–промышленной комиссии. Сокращать объем заказа военные не хотят, повысить цены не могут. Закон не позволяет, да и необходимых на это средств нет. Возможность сокращения расходов на опытно–конструкторские работы пока не обсуждалась. В общем, окончательное решение еще не найдено", — констатирует Максим Мейксин, глава городского комитета по промышленной политике и инвестициям.
Импортозамещение
Сами научные организации видят в девальвации рубля, в обострении отношений со странами Запада из–за конфликта на Украине возможность получить дополнительные заказы на разработку отечественных аналогов импортных изделий. По оценкам вице–премьера Дмитрия Рогозина, с Украины нам поставлялось около 200 изделий военного назначения, а из стран дальнего зарубежья — более 600 наименований.
Из–за срыва поставок с Украины газотурбинных установок застопорилось строительство фрегатов на судостроительном заводе "Северная верфь". ЦНИИ судовой электротехники и технологии (ЦНИИ СЭТ — филиал ФГУП "Крыловский государственный научный центр") предлагает заменить традиционный силовой агрегат системой электродвижения собственной разработки. Как ранее писал "ДП", опытный образец электрической установки разработчик уже демонстрировал главкому ВМФ Виктору Чиркову и главе Минпромторга Денису Мантурову. Решение о финансировании проекта не принято, но медлить с этим нельзя, так как подобные корабли активно строят США и Великобритания.
Разработчики уверены, что инвестиции в науку будут нарастать, потому что России надо быстро сократить технологическое отставание от основных стран — конкурентов на рынке вооружений. Так, одна из приоритетных задач "Рубина" — создать по заказу Минобороны воздухонезависимую энергетическую установку (ВНЭУ) для неатомных подводных лодок, спрос на которые за пределами России стремительно растет. Подобные корабли уже достаточно давно предлагают главные конкуренты России на рынке подводных лодок — Германия и Франция. А нам пока не удается создать ВНЭУ даже для собственных нужд.
“
То, что научно–исследовательским организациям стали выделять больше средств, — это, конечно, очень хорошо. Но нужно понимать, что зачастую внедрение новых разработок требует модернизации производства, чтобы можно было выпустить новое изделие с разумными затратами. Без модернизации инвестиции в науку теряют смысл. На моей памяти много примеров, когда приходилось закрывать опытно–конструкторские разработки, потому что старые решения выдавались за новые или потому что целесообразность внедрять новации вызывала большие сомнения. Причина этого, вероятно, в том, что в нашей науке до сих пор не решена задача оценки эффективности расходования средств, нет механизма контроля за инвестициями. По сути, нет лица, отвечающего за результат инвестиционной деятельности. В последнее время ситуация начала исправляться, обсуждается идея воссоздать институт генерального конструктора. Но для этого надо внести поправки в законодательство, чтобы у него появились необходимые полномочия.
Сергей Бодрунов
директор Института нового индустриального развития имени Витте
“
В сравнении с тем, что было с гособоронзаказом раньше, даже с тем, что происходило 5 лет назад, сейчас все очень хорошо: объемы растут, финансирование не задерживается — в общем, все прекрасно. В достаточно больших объемах ежегодно выделяются средства на опытно–конструкторские разработки по модернизации и созданию новых образцов вооружений. Более того, если мы видим, что можно усовершенствовать изделие, то проводим собственные научно–исследовательские работы. Что касается снижения рентабельности гособоронзаказа из–за роста цен на материалы и комплектующие, то не могу пока посетовать на это обстоятельство. Хотя есть некоторые неприятные моменты, но в целом остаемся в пределах норматива рентабельности. Мы запаслись комплектующими, в том числе импортными, еще весной и осенью прошлого года. На выполнение гособоронзаказа в текущем году комплектующих нам должно хватить, и прибыльность не снизится.
Александр Кашин
владелец ХК "ЭГО–Холдинг"