Жилые кварталы ГК «Эталон» — «Царская столица» и «Галактика»
Группа компаний «Эталон» Вячеслава Заренкова заполучила два крупных участка, которые раньше принадлежали Российским железным дорогам, и построит на них более 1 млн м2 жилья. В портфеле девелопера эти сейчас самые крупные проекты комплексного освоения территорий. Первый квартал, «Царская столица» на месте грузовых складов Московская-Товарная, уже строится. Второй проект, «Галактика», расположится на месте бывших железнодорожных путей за Варшавским вокзалом, в нем пока решаются земельные вопросы. Подготовкой обеих территорий занимались «дочки» РЖД — «Желдорипотека» и «Росжелдорпроект». Оба проекта «Эталон» получил в 2012 году На участке площадью 20 га у Московского вокзала компания планирует построить 400 тыс. м2, из которых уже введено в эксплуатацию почти 280 тыс. м2. Чтобы будущим жителям не мешал шум от железной дороги, вдоль нее должны быть построены многоэтажные паркинги. Проектировал квартал Евгений Герасимов. Сначала территорию должен был разделить канал с ломаным руслом, но постепенно проект упростился. Завершить весь комплекс планируется в 2016 году, эстафету примет другой «железнодорожный» проект, который в следующем году планируется начать строить. Права на строительство жилого комплекса площадью 750 тыс. м2 на бывшем участке РЖД за Варшавским вокзалом «Эталон» приобрел в 2012 году. Комплекс появится на участке площадью 38 га. По соседству с будущей «Галактикой» уже строят свои жилые комплексы Meridian Capital, «ЮИТ», «Леминкяйнен рус». Все эти проекты должны были стать частью единой концепции развития района, так называемой «Измайловской перспективы», но пока проекты застройщиков скорее выглядят хаотичными по отношению друг к другу, чем слаженными. Кроме самого нового квартала по инвестиционным условиям освоения территории Варшавской железной дороги «Эталон» построит поблизости, у Балтийского вокзала, музей Октябрьской железной дороги площадью 19,3 тыс. м2.
Антон Евдокимов, генеральный директор группы компаний «Эталон:
Редевелопмент территорий — это очень сложный процесс, но у нас есть для него ресурсы. Участки этих двух проектов интересны прежде всего местом и тем, что они свободны от больших построек. Редевелопмент сложен с разных сторон. Так, необходимо вписывать объекты в окружающую застройку и принимать во внимание все, что вокруг расположено. Следующий момент— юридические и технические вопросы: это и подведение инженерных коммуникаций, и электроснабжение, и теплоснабжение в центральных областях участков. А также непростые земельные вопросы, создание и согласование проектов планировки территории. И, конечно, само строительство в центре накладывает ограничения, начиная от пробок, через которые сложно проехать на стройплощадки, заканчивая архитектурными ограничениями.
Кирилл Акиньшин, директор департамента консалтинга и оценки компании Maris в ассоциации с CBRE:
В центральной части Петербурга практически нет свободных участков под жилую застройку, тем более комплексную, поэтому логично, что девелоперы осваивают бывшие промышленные земли. Но, к сожалению, у нас в городе существует большое количество административных барьеров, юридических особенностей, которые значительно усложняют развитие проектов редевелопмента промышленных зон. Пока из двух больших проектов группы «Эталон» эти вопросы полностью решены в одном — на месте Московской—Товарной, где идет строительство. В Петербурге в целом существует большой задел для развития проектов такого направления. В ближайшие годы в обжитых районах города, на месте бывших промзон, планируется построить около 3,2 млн м2 жилья.