В Петербурге могут законодательно ограничить долю сетевой торговли на рынке, сделав планку 60%, а также установить минимальное расстояние между магазинами. Сейчас 71% рынка приходится на X5 Retail Group, "Ленту", "О’Кей", "Дикси" и "Интерторг".
Осенью
Законодательное собрание
Петербурга рассмотрит поправки в закон о торговле, которые предоставят региональным властям право устанавливать ограничения по коллективному доминированию торговых сетей.
В Петербурге предлагается установить долю крупных торговых сетей не более 60%. "В пределах этого норматива пусть сети борются между собой как хотят", — говорит инициатор поправок депутат ЗС Ирина Иванова (КПРФ).
По данным УФАС Петербурга по итогам 2014 года, доля сетевой торговли в городе значительно выше — 80%. При этом 71% рынка приходится всего на пять компаний — X5 Retail Group, "Лента", "О’Кей", "Дикси" и "Интерторг".
Кроме того, местным властям предлагается разрешить устанавливать требования к минимальному расстоянию между магазинами. По мнению авторов поправок, это помешает магазинам открываться дверь в дверь с конкурентами и предотвратит их избыточную концентрацию на одной территории.
Принятие поправок может значительно ограничить возможности сетей для расширения.
Еще одно предложение — включить в федеральный закон типовой договор о поставках, в котором будут перечислены все возможные виды вознаграждения за маркетинговые, логистические и прочие виды услуг. Ирина Иванова обещает внести законопроект на рассмотрение парламента к осенней сессии.
Большинство сетевых ретейлеров отказались комментировать эту инициативу. А мнения крупного и малого бизнеса о необходимости принятия таких поправок в закон о торговле разошлись.
"Магазин никогда не откроется на территории, где он не нужен. Если возникают ситуации, когда концентрация торговых объектов превышает потребности жителей района, бизнес теряет эффективность и уходит. Внешнего администрирования тут не требуется, рынок и покупательский спрос регулируют плотность размещения торговых объектов", — уверена директор по внешним связям ГК "Дикси" Екатерина Куманина.
"Кроме федеральных сетей в городе почти никого не осталось, — говорит генеральный директор группы компаний "Реал" Александр Мышинский. — Как поставщики мы видим, что закрываются небольшие игроки. Только за последний год с рынка ушли сети "Диета 18", "Сотка", "Морковь" и другие. Зато агрессивно развивается сеть "Магнит", в этом году они арендуют практически все свободные помещения, перебивая конкурентов по цене".