Владелица кондитерского производства "Кусочек счастья" Лана Казновская вложила в переезд более 3 млн рублей, но проработать в новом помещении компании удалось всего несколько месяцев из–за проблем с канализацией. Арендодатель настаивает, что помещение в порядке, и начисляет компании штрафы.
Лана Казновская в 2011 году уже становилась героем рубрики "Свое дело". До 2009 года она работала бухгалтером, а затем решила открыть бизнес на основе хобби — выпечки тортов. Она начала делать торты с мастикой для знакомых, затем открыла собственное кафе–кондитерскую.
Нормы по запаху
Но спустя несколько лет предпринимательница решила изменить модель бизнеса, поняв, что ей интереснее заниматься производством. Теперь компания состоит из трех кафе, открытых по франшизе, и производства, которое развивает сама Лана Казновская. При этом франшиза не предполагает роялти — предпринимательница считает, что достаточно условия покупки всех тортов и пирожных у головной компании, которая таким образом создает себе новых клиентов.
Осенью прошлого года компания "Кусочек счастья" арендовала помещение под кафе–кондитерскую в ТЦ "Миллер", заключив договор на 5 лет. Стоимость аренды предпринимательница не раскрывает, но отмечает, что ставка была средней по рынку, сейчас она выше средней (во время кризиса стоимость аренды снизилась). Уже тогда, рассказывает Лана Казновская, в помещении чувствовался запах канализации, его арендодатель объяснил открытыми фановыми трубами — сантехника не была установлена. В ремонт компания вложила около 3 млн рублей, а после запуска выяснилось, что причина запаха — в неисправности одного из люков (приямков) в полу. "Мы написали арендодателям, и они запенили люк", — говорит Лана Казновская. Зимой его прорвало, из кондитерского цеха пришлось вынести оборудование. После второй аварии предпринимательница написала заявление на расторжение договора, но по его условиям переехать можно было только через полгода. В третий раз канализацию прорвало в мае, и Лана Казновская нашла другого арендодателя. Но руководство ТК "Миллер" начало предъявлять компании штрафы за прекращение работы и отказалось принимать помещение. "В договоре есть пункт о праве владельца требовать возврата помещения в начальном виде, это новый ремонт", — сетует Лана Казновская. Она добавляет, что обращалась в Роспотребнадзор, где сообщили, что норм по запахам на производстве нет.
Гендиректор ООО "МАБРУК" (ТЦ "Миллер") Яков Каплун уверяет, что у предыдущего арендатора — ресторана, который работал там 7 лет, жалоб не было. "При прочистке труб обнаружено, что в кондитерской выбрасывали жировые отходы с твердыми бытовыми, забивая трубы, — говорят в ТЦ "Миллер". — По договору обслуживание канализации до жироудалителя — обязанность арендатора, но арендодатель проводил очистку за свой счет. В феврале арендатор направил в наш адрес письмо о расторжении договора мартом 2015 года, нарушив условие о предупреждении за 6 месяцев. Причиной же расторжения стали не аварии, а коммерческая несостоятельность проекта (это следует из писем арендатора)".
Стороны думали о суде, но договориться все же удалось. Сошлись на том, что кондитерскую "отпустят" без штрафов, но и без возврата внесенной до августа платы. "Что поделать, это предпринимательские риски, — говорит Лана Казновская. — В "Миллере" тоже не предполагали, что их канализация себя так поведет, тратили средства, чтобы мы могли работать".
Михаил Рожко, директор департамента брокериджа NAI Becar в Петербурге, рассказывает, что ситуация, когда арендодатель описал помещения лучше, чем на деле, а арендатор не проверил договор, стремясь быстрее открыть точку, далеко не редкость. "Но договор, как правило, предусматривает ответственность: например, если в ТЦ рухнет крыша и испортит товар в магазине, арендодатель обязан возместить убытки, — поясняет эксперт. — В нашей практике много случаев, когда условия долго и сложно согласовывались. Лучше урегулировать спор до суда: найти арендатора после скандала непросто".
Добавка супа
На рынке кондитерских в Петербурге более 150 игроков. Лидеры рынка — сети "Буше", "Сладкоежка", "Метрополь" и др. Годовой объем продаж сладостей в Петербурге — 17 млрд рублей. Участники рынка отмечают, что и до кризиса без несладких блюд выжить было нелегко. В кризис тренд обострился. Например, ресторатор Эльдар Кабиров на месте "Мороженицы" открыл пивной бар, а сеть "Буше" переформатировала четыре заведения в рестораны с кухней.