Корреспондент dp.ru побывал на заседании совета по реставрации храма Иконы Божией Матери Милующей на Большом пр. В.О. Чиновники и военные не могут решить, кому демонтировать барокамеру внутри храма, где при СССР тренеровались водолазы ВМФ.
"Вас нет в списках, отойдите, не толпитесь, освободите проход!" — моряки на КПП Учебного центра подводников на Большом проспекте с суровым видом не пропускали журналистов. Сотрудники пресс-службы, занимавшиеся аккредитацией, ругались и извинялись за неудобства, сотрудники Федеральной службы охраны смотрели на них с недоверием, а моряки на повышенных тонах просили "не мешать им работать".
Столь серьезную охрану (за глухим забором в конце Большого проспекта Васильевского острова нет вообще ничего сверхсекретного) можно объяснить только визитом гостей высшего ранга. На заседании попечительского совета по восстановлению Храма Иконы Божией Матери Милующей самым высокопоставленным был первый вице-спикер Госдумы Александр Жуков. Участвовали также президент фонда "Северная столица" Михаил Романов, глава "Водоканала" Феликс Кармазинов, председатель комитета по энергетике и инженерному обеспечению Андрей Бондарчук, глава КГИОП Сергей Макаров, а также представители Минобороны, среди которых был экс-глава КГИОП Дмитрий Куракин, ныне начальник имущественного отдела министерства. Ждали также вице-губернатора Игоря Албина, спикера ЗС Вячеслава Макарова и митрополита Петербургского и Ладожского Варсонофия, но они не приехали.
Встречали гостей несколько моряков в парадной форме, а вход в храм охранял почетный караул из полутора десятков казаков, без которых уже давно, кажется, ни одно подобное мероприятие не обходится. Множество высоких морских чинов и монахи выстраивали собравшихся в ожидании Александра Жукова.
История с восстановлением церкви началась еще пару лет назад, когда участников Петербургского международного экономического форума в одном из городских павильонов гостей встречал священник с макетом храмового комплекса. Посетил этот павильон и губернатор города Георгий Полтавченко. В итоге в 2012 году была создана рабочая группа для восстановления здания, а по указанию Владимира Путина принято решение о возврате храма от ВМФ к РПЦ.
Александру Жукову показали церковь снаружи и внутри, что там в это время происходило — неизвестно, потому что попасть в храм вместе с высокими гостями большей части журналистов опять не удалось. Крепкие мужчины в костюмах довольно резко отвечали: "У нас приказ не пускать. Нечего спорить, вы не пройдете".
В это время снаружи Сергей Макаров и Дмитрий Куракин рассуждали о том, как восстанавливать храм. "Минобороны передало весь комплекс Церкви, а внутренности военные остались, — доносились обрывки их разговора. — Там внутри эта бочка, непонятно, как ее вынимать". С профессиональной увлеченностью они разговаривали об огромной 80-метровой барокамере, которая стоит в храме.
Дело в том, что в советское время церковь была закрыта, а весь комплекс передали учебному отряду подводников. Внутри устроили бассейн, поставили несколько барокамер, а также тренажеров для будущих подводников. Изначально здание вообще планировали взорвать, но благодаря созданию внутри учебного центра его удалось сохранить, хотя его нынешнее состояние оставляет желать лучшего.
Сергей Макаров рассказал, что только на проектирование реконструкции храма планируется выделить 93 млн рублей. "Вот сегодня и будем решать, кто будет финансировать работы", — отметил чиновник.
После небольшого молебна за успех дела вся процессия отправилась на совещание в актовый зал учебного корпуса. И тут представителей прессы ждал очередной сюрприз — совещание оказалось тоже закрытым. После небольших пререканий с военными и охранниками журналисты добились разрешения записать хотя бы приветственное слово Александра Жукова, после чего их настойчиво попросили покинуть зал.
Один из участников этого совещания на условиях анонимности рассказал позже, что много споров возникло по поводу того, кто должен распилить огромную барокамеру. "Минобороны говорит: мы, мол, вам все отдали, а все, что нам было нужно внутри, забрали, теперь можете делать что хотите — это объект культурного наследия. Минкульт возражает, что изначально этой штуки там не было, поэтому должны распиливать военные, — рассказал он. — Вроде договорились до того, что если патриарх согласится признать барокамеру частью храма, то Минкульт ее и распилит, а если нет, то военные". По его словам, очистка здания от лишних деталей будет стоить около 15 млн рублей, а еще в дополнение к ним 392 млн рублей будет выделено на проектирование и реставрационные работы в этом году.
Другой спорный момент — передача КПП учебного центра подводников. Минобороны не против отдать церкви само помещение охраны и бывшие церковные здания на территории храма. Однако, остается вопрос финансирования переноса и демонтажа построек.