Петербургские автозаводы надеются, что рынок восстановится через несколько лет

Автор фото: Коньков Сергей

Местные автозаводы снижают объемы производства, но верят, что через несколько лет рынок восстановится. В этом году прогнозируется снижение объемов на 25%.

Последний год для петербургского автокластера выдался непростым. Заводы резко снизили объемы производства, а компания General Motors и вовсе заявила о заморозке предприятия и ухода из России уже в июле.
Но вместе с тем ведутся переговоры о размещении завода Mercedes–Benz в Петербурге. Автопроизводители в один голос утверждают, что верят в отрасль, несмотря ни на какие потрясения.

Некритичное положение

Из–за скачка курса валют и повышения ключевой ставки последовали спад покупательской активности и подорожание автомобилей.
В 2014 году в России продано 2,5 млн новых автомобилей, что на 10,3% меньше, чем за 2013 год, по данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). Петербургский рынок за тот же период упал на 6%, было продано 191 496 машин, по данным "Auto–Dealer–СПб".
Это привело к тому, что и заводы были вынуждены корректировать свои производственные планы, а также уходить на простои.
В 2014 году объем производства новых автомобилей на петербургских заводах Toyota, GM, Nissan и Hyundai составил 361,4 тыс. машин, что на 8% меньше показателя 2013 года.
Ford сократил производство с 70 тыс. в 2013 году до 30 тыс. автомобилей в 2014–м.
В итоге Ford сократил 700 из 2200 человек и перешел на односменный график, а также несколько месяцев простаивал внеурочно. Компания General Motors приняла решение уйти из России и в июле законсервирует площадку.
Единственным производителем, которого спад коснулся минимально, оказался завод Hyundai, проработавший без единого простоя.
Сейчас представители заводов говорят, что предприятия будут работать в соответствии с требованиями рынка. "Чтобы минимизировать издержки, с февраля завод переключился на меньшую производительность.
Несмотря на экономическую ситуацию, компания Nissan считает российский рынок перспективным и видит в нем потенциал для дальнейших инвестиций", — сказали в пресс–службе завода Nissan.
Представитель завода Hyundai Мария Мальцева отмечает, что ситуация на рынке непростая. "Тем не менее мы верим в российский рынок. Наш производственный план на этот год составляет 228 тыс. автомобилей. За январь–май завод уже выпустил 90 тыс. авто. Мы не сокращаем персонал и не останавливаем конвейер.
Завод стабильно работает в три смены. В следующем году планируем запуск производства новой модели (компактного внедорожника)", — рассказывает она.
Михаил Чаплыгин, гендиректор "Auto–Dealer–СПб", отмечает, что в 2015 году выпуск машин на петербургских заводах может упасть на 25%. "Хуже производство машин в городе падало только в 2009 году, когда оно сократилось в 2,5 раза", — констатирует он. Что касается завода Ford, то здесь падение производства может составить около 50%, говорит он.
"Но сокращение производства на 25% не самое критичное, что могло случиться с петербургским автокластером.
Здесь есть объективные причины — уход GM из России, который просто не сформировал стратегию поведения на российском рынке. Но есть и положительные моменты — тот же Hyundai практически не сокращает прошлогодних темпов. И в этом, в частности, помогают государственные меры поддержки автопрома, которые положительно влияют на спрос", — говорит Михаил Чаплыгин.

Оптимисты на подходе

Впрочем, некоторые производители считают, что кризис им на руку. Речь идет о тех автоконцернах, чье производство не представлено в России. В частности, сообщалось, что немецкий Daimler AG подыскивает в регионе площадку под строительство завода Mercedes–Benz. В апреле президент Российского инвестиционного агентства Юрий Спиридонов заявлял, что соглашение почти подписано, компания хочет создать производство полного цикла. Эксперты объясняют это тем, что для иностранцев удешевляется строительство из–за ослабления рубля, импортировать стало невыгодно, и тем, что авторынок не может падать вечно, через пару лет он начнет восстанавливаться.
Глава китайского автоконцерна GAC Group У Сун, заявляя о намерениях построить завод в России, объяснял это иностранным СМИ так: "Когда ситуация такая, есть возможности. Когда в стране стабильность — шанс пропадает". О своих планах по локализации в России также заявляли производители Great Wall, Hawtai и Lifan. Впрочем, BMW Group пока отложила принятие решения о строительстве своего завода.

Импортозаместители

Обвал авторынка привел к падению спроса на комплектующие примерно на 30%. В итоге иностранные производители автокомпонентов сворачиваются, а российские рассчитывают занять их нишу. В частности, "Русал" совместно с израильской Omen отложил запуск завода автокомпонентов в Волховском районе, ранее испанская Grupo Antolin отказалась от строительства завода под Тосно, переносит часть мощностей из Петербурга в Калугу и отказывается от строительства еще одного завода в городе Magna, закрывает завод в Шушарах Johnson Controls.
Зато не унывают отечественные производители. О своих планах по развитию производства автокомпонентов уже заявили Сергей Бодрунов (контролирует три завода "АД Пластик" в России и предприятия в Европе) и ГК "Петровский строитель", принадлежащая главе азербайджанской диаспоры Петербурга Вагифу Мамишеву. Инвестировать в завод автокомпонентов в Татарстане намерено и петербургское ЗАО "Мир упаковки" — в общей сложности речь идет о 6 млрд рублей инвестиций. "Автозаводы сейчас активно занимаются локализацией, — говорит гендиректор "Гестамп Северсталь Всеволожск" Владимир Березанский. — Производители автокомпонентов увеличивают номенклатуру, и это несколько нивелирует падение объемов производства. Я думаю, что дно нащупали и теперь отталкиваемся от него. После летних каникул работа автозаводов стабилизируется и начнется рост", — говорит эксперт.

Дожить до лучших времен

Судя по нынешней ситуации на рынке, ждать восстановления автокластера в ближайшее время не приходится.
По данным "Auto–Dealer–СПб", в январе–апреле 2015 года в Петербурге продано 38,7 тыс. машин, что на 39% меньше аналогичного периода прошлого года. В целом по России за тот же период рынок просел на 37,7%, по данным АЕБ, и составил 516 тыс. машин.
При этом в топ–25 самых продаваемых моделей автомобилей в России по итогам января–апреля вошли Hyundai Solaris, KIA Rio, Toyota Camry и Nissan X–Trail, которые выпускаются на петербургских заводах.
Доля петербургского автопрома в общероссийском объеме производства растет и по итогам 4 месяцев составила 21% против 20,1% за аналогичный период годом ранее.
Игорь Коровкин, исполнительный директор Объединения автопроизводителей России, прогнозирует, что ситуация начнет улучшаться в 2016–2017 годах. "Сейчас падает вся экономика, так откуда взяться автомобильной промышленности? Сжимается потребление, снижаются доходы населения. Автомобиль — это та покупка, с которой можно потерпеть. Даже поддержка государства сейчас направлена на сохранение производства", — говорит он.