Петербургский парламент одобрил законопроект, который обяжет получать согласие общего собрания собственников дома на перевод квартир в нежилой фонд. Риелторы говорят, что новые требования только увеличат коррупционную составляющую.
Депутат
Алексей Макаров
("
Единая Россия") разработал поправки в Жилищный кодекс, которые вводят дополнительное условие для перевода квартир в нежилой фонд. Он предлагает обязать владельцев предварительно на общем собрании получать согласие не менее двух третей собственников в доме.
Соседи против
Необходимость внесения изменений депутат объясняет заботой о жителях: избиратели регулярно жалуются ему на ухудшение условий жизни после открытия магазинов на первых этажах жилых домов. Автор проекта ссылается на статистику — ежегодно в Петербурге в нежилой фонд переводится около 400 квартир.
Алексей Макаров недоволен тем, что сейчас по Жилищному кодексу для размещения наружной рекламы на жилом доме нужно получать согласие собственников, а для гораздо более сложных работ: перепланировки квартиры и пробивки части фасада для устройства отдельного входа — нет.
"Ни один здравомыслящий собственник не хочет, чтобы в его доме на первых этажах появлялись магазины, кафе. Это означает, что с утра до ночи будет шумно, побегут крысы. На общем собрании такие проекты будут блокировать. Честнее было бы совсем запретить переводы", — считает Ольга Корякина, председатель ЖСК в доме на пр. Наставников.
"Я не поддерживаю эту инициативу, — говорит председатель совета директоров риелторской компании "Легион — Недвижимость" Максим Чернов. — На моей памяти это уже четвертая волна ужесточения требований к переводу помещений в нежилой фонд. Практика показывает, что полностью переводы это не останавливает, но каждый раз увеличивает коррупционную составляющую".
100%–ное согласие
По словам генерального директора ООО "РК "Русский Дом" Людмилы Синьковской, хотя в Жилищном кодексе до сих пор не было нормы о согласиисоседей, с 2008 года некоторые районные администрации Петербурга стали выдвигать такое дополнительное условие при согласовании переводов.
"Как правило, активных противников перевода не больше двух–трех человек на весь дом, и это не обязательно жильцы близлежащих квартир. Даже в том случае, если есть конфликт с частью соседей, удается провести собрание и набрать две трети голосов", — отмечает она.
Проблема перевода квартир в нежилой фонд усугубилась 3 года назад, когда в районных администрациях стали настаивать на 100%–ном согласии жителей, а его получить практически нереально. Риелторы говорят, что Петербург — единственный город в России, где чиновники выдвигают такое требование.
По оценке Людмилы Синьковской, с 2012 года по этой причине в Петербурге завис перевод около 1,5 тыс. квартир на первых этажах, купленных с инвестиционными целями. Принятие поправок в Жилищный кодекс о получении согласия только двух третей собственников поможет ввести эти объекты в оборот.
Спрос падает
По оценке компании
Colliers International в СПб, арендные ставки на помещения в стрит–ретейле на основных магистралях в спальных районах составляют 1,5–4 тыс. рублей за 1 м2 в месяц, в центре города доходят до 6 тыс. рублей за 1 м2 в месяц. "Спрос на квартиры, переведенные в нежилой фонд, снижается год от года, — констатирует директор ASTERA в альянсе с BNP Paribas Real Estate Людмила Рева. — Во–первых, ретейлеры сейчас имеют возможность арендовать более качественные помещения в новых жилых домах, спроектированные специально для размещения коммерции. Во–вторых, закон о запрете торговли в жилых домах в ночное время стал еще одним фактором, повлиявшим на привлекательность данных объектов для потенциальных арендаторов".