Финский строительный концерн "Лемминкяйнен" сворачивает бизнес в России. Для игрока, головная компания которого оказалась в центре финансового скандала, риски в нашей стране слишком высоки.
Финский строительный концерн
"Лемминкяйнен"
, присутствующий на отечественном рынке со времен СССР, из–за кризиса отказался от планов в 4 раза увеличить объем строительства жилья в России. С начала года компания почти на 20% сократила штат сотрудников российского подразделения, уволив в том числе исполнительного вице–президента по России Маарет Хейскари. Два текущих жилых проекта в Подмосковье и Петербурге концерн завершит в течение года, новых строек в портфеле нет. Зато 2 месяца назад компания вышла из флагманского проекта "Илматар" на Васильевском острове, объяснив этот шаг высокими рисками работы в России. Сейчас за право участия в этой стройке борются ведущие застройщики Петербурга.
По прогнозу
JLL
, объем иностранных инвестиций в недвижимость страны в этом году станет минимальным за последние 10 лет, едва превысив $3 млрд. Но иностранные девелоперы, работающие в Петербурге, заявили "ДП", что развитие не сворачивают.
Стройка на финише
Маарет Хейскари, которая занимала свой пост последние полтора года, покидает концерн "Лемминкяйнен" с 30 июня. Ее заменит (с приставкой "врио") Юха Куккола. Об этом говорится в официальном заявлении компании. Связаться с Хейскари не удалось, но близкий к ней источник сообщил, что причиной отставки топ–менеджера стало личное разочарование. "Это тяжелый стресс — без конца увольнять людей. Особенно когда на рынке нет работы", — сообщил собеседник "ДП".
Гендиректор компании Казимир Линдхольм заявил "ДП", что концерн отказался от планов в 4 раза увеличить объемы строительства жилья в России из–за событий в глобальной экономике. "Мы не будем увеличивать объем продаж в России в течение ближайших лет. Из–за коррекции объемов работы изменилась и численность персонала. С начала года число сотрудников российского подразделения концерна сокращено на 18%, до 520 человек", — сообщил он.
Одним из уволенных, по данным "ДП", оказался Микко Седерлунд, пришедший в "Лемминкяйнен" из финского концерна SRV в начале года. Он занял пост заместителя генерального директора петербургского подразделения "Лемминкяйнен" и должен был заняться поиском соинвесторов для жилищных проектов. В беседе с "ДП" Микко Седерлунд увольнение подтвердил, но от комментариев отказался. Источники "ДП" утверждают, что менеджера не устроила перспектива "сидеть и ничего не делать". Сейчас в портфеле компании два жилищных проекта в России: вторая очередь ЖК "Тапиола" в Петербурге (проект завершится в 2015 году) и генподряд в ЖК "Сампо" в Московской области (окончание — I квартал 2016 года).
"Руководители компании сами пока не знают, чем будут заниматься после завершения этих строек. Кивают на риски бизнеса в России", — сообщил "ДП" источник, знакомый с ситуацией.
Другой источник называет еще одну причину снижения активности компании: по его словам, концерн "Лемминкяйнен" в Финляндии недавно стал объектом расследования по обвинению в картельном сговоре и заплатил штраф 48 млн евро, который привел к серьезным финансовым потерям. "В начальной стадии рассмотрения большое количество исков от бывших клиентов, для которых были завышены цены на заказы. Только штрафом дело не ограничится. Для закрытия финансовой дыры компания была вынуждена привлечь дополнительных акционеров", — сообщил источник "ДП". В самом концерне информацию подтвердили.
Российские риски
Этой весной "Лемминкяйнен" отказался от участия в жилищном проекте "Илматар" в Петербурге, который должен был стать крупнейшим в портфеле компании.
Этот проект на 2 тыс. квартир на территории бывшего Сталепрокатного завода на Васильевском острове был анонсирован в 2011 году. "Лемминкяйнен" подписал рамочное соглашение с собственником земли — финской Lipsanen & Co. Group и должен был выполнить в проекте функцию застройщика и соинвестора. Вся разрешительная документация оформлена на "Лемминкяйнен". Эксперты оценили стройку в 7 млрд рублей. Работу планировали начать в 2014 году, но в апреле "Лемминкяйнен" неожиданно вышел из проекта.
"Эта стройка требовала крупных инвестиций. Исходя из текущей финансовой ситуации концерна мы сочли ее рискованной. На решение повлияла также экономическая ситуация в России и падение покупательной способности населения", — заявил Казимир Линдхольм. Он подчеркнул, что "Лемминкяйнен" по–прежнему рассматривает варианты покупки новых проектов и участков в России. "Но они должны соответствовать определенному нами уровню рисков", — заключил глава компании.
Казимир Линдхольм также подчеркнул, что концерн продолжает участвовать в тендерах на дорожные работы в европейской части России: "Инфраструктурные проекты, в отличие от строительных, мы считаем перспективными".
Lipsanen & Co сейчас ищет другого партнера для строительства "Илматара". Участники рынка сообщили, что проектом активно интересуются "Группа ЛСР", ГК "Эталон" и "ЮИТ Санкт–Петербург". Представители компаний ситуацию не комментируют.
А генеральный директор Lipsanen & Co Александр Винник в беседе с "ДП" отметил, что список претендентов значительно шире. "Мы рассчитываем в течение 2–3 месяцев закрыть сделку. Предстоит переоформить документы. Торопиться не будем — разрешение на строительство выдано до 2023 года", — заявил он "ДП".
Антирекорд 10–летия
Эксперты прогнозируют спад спроса на жилье в Петербурге по итогам года на 30–50%. Многие застройщики задерживают вывод на рынок новых проектов, переходят на бартерные схемы и сокращают штат. Иностранные компании — не исключение. О планах снизить объем строительства в России и на 15% сократить персонал российского подразделения заявил финский концерн YIT. "Цена на нефть и курс рубля увеличили неопределенность бизнес–климата в России", — считают в YIT.
"Большинство компаний с европейским капиталам попали в ножницы: с одной стороны — падение рынка недвижимости в России и резкий рост стоимости кредитования, с другой — давление политических элит в родных странах. Бизнес испытывает серьезное внутреннее напряжение", — говорит представитель иностранной компании.
По данным JLL, в I квартале 2015 года объем сделок на российском рынке недвижимости упал на 33%, до $0,5 млрд. В Петербурге их вообще не было. "Объем инвестиционных сделок в этом году может оказаться самым низким за 10 лет — на уровне $3 млрд", — говорят в JLL.
“
На наш взгляд, самые негативные сценарии не оправдались. Большинство компаний продолжают работать. Конечно, многим пришлось пересмотреть планы развития и инвестиций, но массового ухода иностранных игроков не наблюдается. Во многом состояние компаний зависит от уровня их локализации: наличия местных производственных площадок и поставщиков, возможности замены импортных комплектующих местными. С другой стороны, немаловажную роль играет спрос, который сокращается ввиду падения реальных доходов населения и их покупательной способности.
Юусо Хиетанен
гендиректор "NCC Жилищное строительство" в России и Финляндии
“
Кризис, конечно, непростое время. Но жизнь не останавливается. Это время испытаний, но и время возможностей. Главное, шевелиться. Мы, например, планируем активный рост в сегменте арендного жилья. Наша цель — 6% рынка аренды дорогого жилья в Петербурге. Это новое направление бизнеса в России. И перспективное, поскольку люди со временем будут становиться все более мобильными: снимать, а не покупать жилье. И будут активнее вкладывать деньги в доходные дома, поскольку во всем мире это приносит приличную прибыль.
Стаффан Таст
основатель компании Qasabo ("Касабу")
“
Инвесторы наблюдают сокращение рынка и не видят смысла работать, пока не начнется его восстановление. Но объективных причин для роста нет: вряд ли сейчас в страну придут инвестиции и вырастут цены на сырье. Нет и прогнозов, которые могли бы внушить оптимизм, а показатели экономики корректируются чуть ли не ежемесячно. С другой стороны, массово иностранные компании о планах свернуть свой бизнес в России не объявляли. Например, мы рассчитываем сохранить продажи на уровне 2014 года и увеличить свою долю рынка за счет изменения его структуры.
Вячеслав Засухин
Гендиректор "Финнпанель"
“
Решение "Лемминкяйнен" уйти с российского рынка в большей степени связано с внутренними процессами в компании и макропоказателями по всей группе в целом и в меньшей степени — с ситуацией в российской экономике. Не так давно была скорректирована стратегия компании в Хельсинки, и, видимо, руководство посчитало, что проекты в Скандинавии и странах Балтии более интересны, чем в России. Такой шаг нельзя экстраполировать на все финские компании. Их массового ухода с российского рынка не произойдет.
Евгений Богданов
Гендиректор Финского Проектного Бюро Rumpu