Минтранс создает нормативную базу для внедрения в России беспилотного транспорта, но эксперты сомневаются, что этот процесс будет быстрым.
По оптимистичным расчетам
Минтранса
, к 2020 году на дорогах РФ могут появиться первые беспилотные грузовики. Звучит фантастично, но министерство уже приступило к работе над новой государственной информационной системой навигации на автомобильных дорогах (ГИС НАД), предназначенной в том числе и для управления потоками беспилотного транспорта. Об этом на ПМЭФ–2015 рассказал заместитель министра транспорта РФ Алексей Цыденов. По его словам, ГИС НАД должна стать альтернативой существующим аналогам Google и "Яндекса" и будет более точной, чем существующие навигаторы, погрешность которых составляет 10–15 м. Замминистра полагает, что разработка новой навигационной системы завершится в течение 1,5–2 лет. Она будет сопряжена с отечественным аналогом американской GPS — глобальной навигационной спутниковой системой (ГЛОНАСС), что позволит оборудовать транспортные средства автопилотами.
"Сейчас происходит сертификация транспортных средств с подобными информационными системами, чтобы запустить их на рынок. Эксплуатация автобусов без водителей — это не прожекты, а реальное будущее", — убежден Алексей Цыденов.
По его словам, Минтранс сейчас работает над созданием инфраструктуры для запуска беспилотных грузовиков, железнодорожного, водного и авиатранспорта, а также над законодательной базой для эксплуатации беспилотного транспорта. Например, в мае Госдума уже приняла в первом чтении законопроект о беспилотных гражданских воздушных судах. Готовятся аналогичные документы, касающиеся других видов транспорта.
Спутниковый спасатель
Читайте также:
Выручка
Первый беспилотный КамАЗ испытают в июле
На первом этапе эволюции автопилотов с 2016 года весь коммерческий транспорт, перевозящий опасные грузы и пассажиров, будет оснащаться системой автоматического оповещения служб экстренного реагирования при авариях и других чрезвычайных ситуациях на дорогах — "ЭРА ГЛОНАСС". Впоследствии она станет основой для развития беспилотного легкового транспорта.
Эту систему начнут в 2017 году устанавливать на новые легковые автомобили. Первой отечественной машиной, которую начнут оборудовать системой спасения, станет Lada Vesta, выпускаемая АвтоВАЗом, его президент Бу Андерссон входит в совет директоров АО «ГЛОНАСС», которое будет заниматься развитием ОАО «ЭРА-ГЛОНАСС».
Более 390 млн рублей собственных средств в разработку беспилотников уже вложил КамАЗ. По замыслу разработчиков, электронная система управления грузовиком сможет распознавать дорожную обстановку, границы дороги, ширину полос, разметку. Серийное производство самосвалов и тягачей–беспилотников обещают начать в 2020 году. Уже в 2017 году первые образцы автономного КамАЗа начнут курсировать по дорогам Татарстана в режиме опытной эксплуатации.
Стоит отметить, что Volvo и Daimler уже тестируют опытные образцы дронов–грузовиков. По словам гендиректора ОАО "КамАЗ" Сергея Когогина, использование автономных грузовиков позволит увеличить объемы транспортировки грузов на 60–80%.
Впрочем, ввиду особенностей российских дорог наиболее близок к внедрению беспилотников не автомобильный, а железнодорожный транспорт. Старший вице–президент по инновационному развитию ОАО "Российские железные дороги" (РЖД) Валентин Гапанович утверждает, что скоростные поезда "Сапсан" и "Ласточка" уже сегодня почти на 100% автономны: "Машинист нажимает кнопку в начале движения, запуская автоматическое управление поездом".
Кто будет отвечать?
Эксперты считают, что процесс внедрения беспилотного транспорта в России будет идти медленнее, чем хотелось бы Минтрансу. "В метро уже сейчас можно запустить беспилотники, но пассажирские и грузовые поезда в ближайшие десятилетия вряд ли будут работать в автономном режиме. Это потребует слишком больших затрат", — говорит Валентин Гапанович. Еще сложнее организовать автономное автомобильное движение, так как датчиками должно быть оснащено не только транспортное средство, но и дорожная инфраструктура, с которой автомобиль должен "общаться", чтобы движение было безопасным. "Не уверен, что в ближайшие 15–20 лет у нас будут такие умные дороги, какие сегодня уже появляются в Европе и США", — полагает Сергей Когогин.
Кроме того, есть риск сбоев в работе электронных систем. С такой проблемой в этом году столкнулся железнодорожный транспорт в одной из европейских стран, рассказал Валентин Гапанович: "Новый стандарт LTE (4G) вступил в конфликт со стандартом GSM–R. Оба они используются для управления железнодорожным транспортом. Что делать? Либо поезда все останавливать, либо прекращать внедрение стандарта LTE. Сейчас решается этот вопрос".
А гендиректор Infranews Алексей Безбородов и вовсе считает, что внедрять беспилотный пассажирский транспорт опасно: непонятно, кто будет нести ответственность в случае аварии. "Производители не будут отвечать за гибель людей. А кто? Разработчик программного обеспечения? Диспетчер? Пока эта проблема не решена", — говорит он.
“
Не понимаю, как робот будет объясняться с нашей таможней. Я не скептик, надо работать над усовершенствованием транспорта, над созданием новых машин и оснащением их электроникой. Когда–нибудь, наверное, появятся у нас и беспилотные автомобили. Но это дело далекого будущего. Возможно, в более–менее обозримой перспективе на отдельных маршрутах можно будет внедрять такие машины. Но сейчас в нашей стране достаточно других, более актуальных проблем, которые требуют государственного внимания и финансирования. Например, строительство и ремонт дорог.
Константин Шаршаков
Заместитель Главы Северо–Западного Филиала Ассоциации Международных Автомобильных Перевозчиков
“
Фантастика часто воплощается в реальность: Жюль Верн написал про капитана Немо, а потом появились подводные лодки. Но нам до беспилотных автомобилей не дожить, это работа не для одного поколения. А вот интеллектуальные системы на транспорте внедряются активно. Например, отечественная ГЛОНАСС не уступает иностранным аналогам. Мы уже второй год с ней работаем и довольны результатами. Очень эффективный и удобный инструмент. Мы используем его для контроля за соблюдением маршрута нашими водителями. В РФ все еще очень много светлых голов, способных разрабатывать конкурентоспособное программное обеспечение.
Михаил Богданов
первый заместитель генерального директора ОАО "Третий парк"