Темпы снижения экономических показателей замедляются, однако банкиры считают, что говорить о выходе из стагнации еще рано. Толчок к восстановлению экономики дадут замещение внешних кредитов, которые оказались для российских компаний недоступными, кредитованием в отечественных банках, ипотека, а также кредиты малому и среднему бизнесу.
"В первом полугодии экономические показатели начали выравниваться, мы вошли в период стабилизации", — отметил заместитель министра экономического развития Николай Подгузов на Петербургской международной банковской конференции. Однако он отметил, что динамика банковских показателей остается тревожной, поскольку высокие ставки не позволяют наращивать кредитование, и банки пока не могут накопившиеся плохие долги заместить выдачами хороших кредитов.
"Итоги работы банков в первом полугодии говорят о том, что все больше формируется признаков для стабилизации банковской системы, а не ее спада", — согласен с коллегой первый заместитель председателя Центробанка Михаил Сухов. По его данным, банки по итогам первой половины года получили прибыль в 51 млрд рублей, две трети банков были прибыльными. Регулятор пока сохраняет свой прогноз по годовой прибыли сектора в 100 млрд рублей. В целом низкий финансовый результат отличает кризис текущего года от 2008-2009 годов. В таких условиях банки были вынуждены сократить свои операционные расходы в 2015 году на 7%, в том числе на 5,5% — на персонал, добавляет Михаил Сухов. Также он заметил, что, несмотря на текущее снижение кредитования, кредитные портфели банков смогут по итогам года вырасти на 8-10%.
"Мы видим, что темпы снижения экономики резко замедлились. Ситуация в обрабатывающей промышленности и сфере услуг скорее говорит о стагнации экономики, а не о ее спаде. Но с точки зрения инвестиций нас ожидает дальнейшее снижение, рассчитывать на их рост в ближайшее время не стоит", — отметил главный экономист банка HSBC по России и СНГ Александр Морозов. Что касается кредитования, то он отмечает снижение его объемов и одновременный рост просрочки.
"Динамика кредитования остается практически отрицательной, кредитные портфели банков остались на уровне прошлого года. А уровень просроченных кредитов растет и будет продолжать расти. В 2008-2009 годах своего пика просрочка достигла только в середине 2010 года, примерно через 4 квартала после восстановления экономического роста. То есть если рассчитывать на начало восстановление экономики в конце 2015 года, то то пик просрочки придется на IV квартал 2016 года", — предупредил Александр Морозов.
По словам Михаила Сухова, доля просрочки юрлиц сейчас составляет около 6%, а физлиц 7,5%. Но в отличие от 2010 года, когда созданные резервы банков по случай невозврата кредитов опережали просрочку на 1 трлн рублей, сейчас же — на 2 трлн рублей, подчеркивает он. Как добавил Михаил Сухов, банковская система еще остается недорезервированной на 250-300 млн рублей, однако банки сейчас более подготовлены с точки зрения адекватной оценки своих кредитных портфелей.
Что касается точек роста экономики, то, по мнению Александра Морозова, ими будут в основном ипотека, переход компаний с зарубежных источников финансирования на внутренние, а также расширение спектра финансовых услуг. В свою очередь Николай Подгузов отметил, что желательно, чтобы точки роста оставались в сегменте корпоративного кредитования, поскольку ипотека пока все-таки развивается в основном за счет господдержки, а вложения в финансовые рынки остаются рискованными. Михаил Сухов заметил, что эффект может дать инвестирование средств негосударственных пенсионных фондов (НПФ) в реальный сектор. "НПФ сейчас располагают 500 млрд рублей, их инвестиции дадут мультипликационный эффект и для банков, которые смогут включиться в кредитование проектов", — добавил он.
Кроме того, среди драйверов роста эксперты называли малый и средний бизнес, для поддержки которого правительство вводит новые программы. Так, по словам Артема Констандяна, президента Промсвязьбанка, если в развитых странах на долю кредитов малым и средним предприятиям приходится около 60% от ВВП, то в России — 25%. Впрочем, он также добавил, что банки сейчас "находятся в условиях идеального шторма, однако работать им приходится в условиях ужесточения регулирования".