С каждым днем среди сотрудников российских компаний растет негативное отношение к работе. Причины ясны: людей сокращают, а те, кто остается, работают за себя и за того парня, зарплату не индексируют, приятных бонусов все меньше. Экспертам понятны не только причины, но и последствия негативного отношения для бизнеса.
Растущее негативное отношение к работе в российских компаниях зафиксировали специалисты компании "Институт Тренинга — АРБ Про", проведя исследование "HR–практики — 2015".
У одних работников оно проявляется в большей степени, у других в меньшей, но в целом люди недовольны, говорит консультант компании, эксперт совета по разработке российского стандарта Центра оценки Юрий Михеев. Так, уровень негативного отношения к работе при сравнении показателей в 2015 и 2009 гг. у топов выше на 3,4%, у рядовых сотрудников — на 6,9%, у ключевых специалистов — на 10,8%.
"Топы, по всей видимости, чувствуют себя увереннее и спокойнее в существующей ситуации и меньше боятся, что их уволят и они не смогут найти работу", — объясняет изменения Юрий Михеев. По его словам, текущий кризис сказывается на людях меньше, чем кризис 2009 г., но переживается более напряженно. "Это связано с тем, что в 2009 г. люди помнили темпы роста в 2000–х гг. и думали, что кризис быстро закончится. На сегодня глубину и продолжительность кризиса предсказать трудно, это может быть как раз причиной для большего пессимизма", — говорит эксперт. Почему этот пессимизм зашкаливает именно у ключевых специалистов, исследователи однозначно ответить не могут.
"Разница между ключевым и неключевым сотрудниками очень тонкая, большинство из них не знает о том, насколько они дороги организации, поэтому, вкладывая много сил в работу, они могут чувствовать себя недооцененными и готовиться к худшему", — предполагает Юрий Михеев. "Скорее всего, результаты опроса демонстрируют повышение общей тревожности у сотрудников в связи со спадом в экономике и увеличением нестабильности", — соглашается Виталий Антощенко, президент Объединенной консалтинговой группы.
"В ситуации, когда вокруг много негативных информационных поводов, у людей может запускаться туннельное мышление — акцент на негативных аспектах ситуации, — в свою очередь объясняет причины роста негатива Наталия Боровикова, директор по корпоративному развитию консалтинговой группы BI TO BE. — Мы реагируем не на события как таковые, а на то, как сами же их интерпретируем. Средний менеджмент легче подвержен механизмам психологического заражения. Если большинство в компании обсуждает, что все не очень стабильно, работа не очень хороша и т. п., то высока вероятность, что включится социальный конформизм и тот, кто так не думал прежде, присоединится к большинству".
Сам себе враг
Но не только внешние факторы влияют на восприятие. Очень часто люди сами себя загоняют в состояние негатива, говорит Наталия Боровикова. Причина в так называемых психологических установках, которые есть у каждого человека и которые искажают восприятие реальности. Таких установок много. Среди самых распространенных ловушек сознания автор книги "Когнитивная терапия" Джудит Бэк называет, в частности, дихотомическое мышление, когда человек мыслит категориями "все" или "ничего", а мир видится только в черно–белом цвете без полутонов. Или, например, эмоциональное обоснование — убежденность человека в том, что нечто должно быть правдой только потому, что он верит в это настолько сильно, что игнорирует или обесценивает доказательства обратного.
Довольно часто злую шутку с человеком играет его уверенность в том, что он знает мысли окружающих, из серии "он думает, что я ничего не смыслю в этой работе". Это приводит к отказу принимать во внимание другие, более вероятные возможности.
Чтобы не кусать локти
То, что негативное отношение к работе вредно для бизнеса, вещь очевидная, говорит Виталий Антощенко. Проявляется это в меньшей концентрации работников на результате своей работы, в повышении безразличия, в опозданиях на работу, в мыслях о другой работе или отдыхе и т. п.
"Напряжение на работе, вызванное разными факторами, приводит, как правило, к снижению производительности, росту напряженности в отношениях между сотрудниками и в отношении руководства", — предостерегает Юрий Михеев. Усиление давления со стороны руководителей приводит к изменению приверженности человека компании. Как известно, приверженность объединяет три вида: нормативную приверженность (чувство долга перед компанией), текущую (страх потерять то, что есть на текущей работе) и эмоциональную (чувство эмоциональной привязанности к компании). Причем в обычные времена нормативная и эмоциональная приверженность оказываются выше, чем текущая. В кризис это соотношение меняется: уровень текущей приверженности возрастает. "Причиной может быть обида сотрудника на действия компании во время кризиса, например сокращение зарплаты, неоплачиваемый отпуск, изменившееся отношение начальника и т. д.", — поясняет Юрий Михеев. По его словам, те, у кого во время кризиса сильно снизилась нормативная и эмоциональная приверженность, будут ждать улучшения ситуации на рынке труда (или просто подходящего предложения) и при первой же возможности, когда снизится текущая приверженность, уйдут из компании. "Работодатели должны помнить об этом факте и управлять эмоциональным напряжением людей в кризисной ситуации", — рекомендует эксперт.
В противном случае последствия не заставят себя ждать, считают эксперты. "Понижение вовлеченности в работу всегда отражается на ее качестве в худшую сторону, — напоминает Виталий Антощенко. — В результате растет неудовлетворенность клиентов, что влияет на ухудшение финансового состояния бизнеса". "Давно доказан факт, что прибыльность компании коррелирует с доверием к ней со стороны сотрудников, — продолжает мысль коллеги Юрий Михеев. — Снижение доверия и приверженности обычно бьет по прибыли"