Влияние кризиса на петербургский арт–рынок оказалось неоднозначным: часть аудитории начала экономить, другие же стали вкладываться в искусство, чтобы заморозить деньги.
Мировой рынок современного искусства, по оценке международного портала Artprice.com, вырос за последние 4 года вдвое — до 1,126 млрд евро, или 15% всего арт–рынка. За 10 лет уровень цен вырос на 70%, при этом ежегодно сейчас продается в 5 раз больше лотов, чем в начале нулевых. Общий объем рынка работ трех самых дорогих художников за 2010–2014 годы — Жан–Мишеля Баскиа, Джеффа Кунса и Кристофера Вула — 339 млн евро, это 30% рынка современного искусства. При этом 66% работ стоят меньше 5 тыс. евро. Самый же богатый в мире художник, по оценке Sunday Times, — Демиен Херст, его состояние превышает 215 млн фунтов. Он не работает в живописи, а создает арт–объекты. В 2007 году Демиен Херст поставил мировой рекорд по стоимости одной работы, продав платиновый череп, инкрустированный бриллиантами, за $100 млн. Российский рынок современного искусства занимает 21–е место, уступая по объему филиппинскому. Его оценивают примерно в 7 млрд евро.
Учредитель агентства PARSADANELLi Марика Парсаданелли рассказывает, что оценивать классическое искусство проще, чем современное. В классике стоимость произведения складывается из исторической ценности: век создания, школа и мастер, количество копий. Чем более редкая работа, тем выше ее рыночная стоимость. Современные художники задают оценщикам больше работы, и на цену картины влияет не только талант автора, но и его значимость в индустрии и даже то, кто из знаменитостей приобретает его работы.
Для просмотра в полном масштабе кликните по инфографике — картинка откроется в новом окне.
На Западе картины обсчитывают по гораздо более простой и отработанной годами схеме: цена произведения искусства складывается из баллов, которые начисляют художнику за его образование, участие в выставках, стажировки и др. В России же престижность вуза или вовсе его отсутствие роли не играют, не только не мешая сделать карьеру художнику без высшего образования, но и не помогая тем, у кого оно есть. В итоге ценообразование на российском арт–рынке во многом зависит от случайностей.
К примеру, на последнем благотворительном аукционе картина художника, с которым работает агентство PARSADANELLi, была продана за 800 тыс. рублей. Но в большинстве случаев художники при оценке своих работ прибавляют около 50% от стоимости материалов, и в итоге картины обходятся в 15 – 40 тыс. рублей. Среднюю стоимость картины на петербургском рынке не взялся назвать ни один из экспертов.
Евгения Антонова, директор по внешним связям "Эрарты" (продажей работ современных художников занимается сеть галерей "Эрарта" в Лондоне, Гонконге и Петербурге), рассказывает, что компания покупает авторские права на все изображения работ, экспонируемых в музее и на временных выставках. Это позволяет создавать копии картин — так называемые принты, их в электронной коллекции "Эрарты" более 4 тыс. Около 80% покупателей приобретают именно их, а не оригиналы. "Большая часть штучных покупок принтов происходит в магазине музея под впечатлением от выставок, но крупные заказы чаще всего поступают через сайт", — говорит Евгения Антонова.
Директор одной из старейших в городе галерей "Борей" Татьяна Пономаренко считает, что рынок современного искусства в Петербурге не сформирован — его немалую часть составляют редкие, случайные продажи небольшому кругу ценителей, покупающих картины у знакомых художников прямо в мастерских. Так же редко картины покупают состоятельные люди, которые выбирают их под интерьер новой квартиры.
На Западе объем рынка в основном оценивается благодаря специальным аукционам, которые проходят несколько раз в году, а также регулярным ярмаркам по продаже картин, продолжает Марика Парсаданелли. В России же продажи происходят хаотично, их не фиксируют.
Однако развитие все же есть, одна из категорий покупателей — крупные предприниматели, которые рассматривают искусство как объект инвестиций. Они же становятся спонсорами арт–пространств.