В годовщину падения боинга, сбитого над Донбассом, мировые СМИ напоминают, как это было, и перечисляют появившиеся за год версии. Их немало — пожалуй, это самая обсуждаемая авиакатастрофа в истории.
Это не первая катастрофа такого рода: был и корейский боинг, сбитый советскими ВВС в 1983 году, и иранский Airbus, сбитый американцами в 1988 году, и боинг, взорванный ливийцами в том же году над деревней Локерби, и, в конце концов, российский Ту-154, в который угодила украинская ракета в 2001 году, но в те годы не было Интернета, а значит, не было такой невероятной информационной шумихи.
Ближе всего находится, наверное, инцидент с корейским "Боингом-747", по ошибке залетевшим в воздушное пространство СССР и целенаправленно сбитым перехватчиками. В первую очередь потому, что советские военные вначале не просто отрицали причастность, но заявляли, что боинг был частью некой шпионской провокации США. Черные ящики были выданы на Запад только в 1992 году. И только после этого — через 10 лет! — ИКАО смог довести расследование до конца и выпустить финальный отчет.
Что, впрочем, совсем не означает прямой аналогии. Сказать по поводу малайзийского боинга на самом деле толком никто ничего не может. Конечно, таких, кто до сих пор не знает, кто его сбил, сейчас меньшинство. Большинство, если судить по блогам и новостям, совершенно твердо это знает. Одни уверены, что это украинцы, другие — что ополченцы, но главное — это твердая убежденность. Хотябуквально в день годовщины прокуратура Нидерландов заявила, что по-прежнему прорабатываются две версии: ракета "земля-воздух" и ракета "воздух-воздух".
То есть ничего еще вообще не ясно. И голландские следователи, судя по этому заявлению, до сих пор не исключили версию об украинском штурмовике.
Почему голландцы выступили с таким заявлением, понятно: слишком много в СМИ стало появляться организованных "утечек" про предварительные результаты расследования. Да целый год и официальные, и анонимные версии сменяли одна другую. И западная, и российская пропаганда старались заранее подготовить свои общества к тому, чтобы отвергнуть выводы комиссии, расследующей катастрофу.
Российская в этом смысле, стоит признать, выглядела хуже — из-за того, что официальные представители никак не могли определиться с позицией и то настаивали на украинском штурмовике, то однозначно заявляли, что это мог быть только "Бук". А во-вторых, из-за "испанских диспетчеров" и нелепых топорных фотоколлажей, которые показывались по телевидению и немедленно разоблачались. Конечно, подобное поведение ничего, кроме подозрений, не вызывает. На фоне всех этих докладов и выступлений заявление Владимира Путина о "недопустимости вбросов" ничего, кроме удивления, не вызывает.
С другой же стороны предъявлялись вполне правдоподобные исследования, основанные на фотографиях солдат из соцсетей. Исследования самопальные. Но убедительные. Но самопальные. Неизвестно, учитывает ли их официальное расследование.
В последние несколько дней произошло несколько событий, "приуроченных" к годовщине. Семьи погибших подали в Чикаго иск к Игорю Стрелкову на $90 млн; CNN сообщила, что расследование якобы установило запуск ракеты с территории, контролируемой ополченцами; в российские блоги был вброшен некий доклад анонимных авиационных экспертов о том, что лайнер уничтожила израильская ракета "Питон" (подразумевается, что она могла находиться только в распоряжении украинских ВВС — кстати, в свойствах файла с докладом источником значится российское Минобороны); австралийские СМИ выложили видео с ополченцами, снятое сразу после падения, где они упоминают самолет "Сухой", вероятно, тот самый Су-25. Главной же темой стало предложение международного трибунала, которое, скорее всего, было изначально не более чем манипуляцией с целью заставить Россию публично отказаться от трибунала и тем самым как бы косвенно доказать свою вину. Российские власти с удовольствием эту задачу выполнили.
Сейчас эксперты говорят уже о том, что вина частично может быть в любом случае возложена и на Украину за то, что не закрыла окончательно небо над территорией вооруженного конфликта, и даже на Malaysian airlines — за то, что в целях экономии топлива решила полететь по кратчайшему маршруту, хотя другие авиакомпании следовали рекомендациям и облетали опасную зону. Как стало модно говорить — "убила атмосфера ненависти".
Есть также версия о том, что всем лидерам государств давно и точно известно, что произошло в этот день в Донбассе и кто сбил самолет — однако эту информацию обнародовать невозможно, потому что после этого будут закрыты все пути к компромиссу и примирению, можно будет только воевать. Вполне, кстати, годная версия. Кому нужен окончательный отчет? После него ведь придется предпринимать какие-то официальные шаги.
Остановить обсуждение сбитого боинга невозможно. Версии будут плодиться и размножаться вплоть до самого опубликования финального отчета расследования, но и тогда не закончатся, потому что официальным выводам не поверят либо одни, либо другие.