Смольный согласен выполнять требование ФСТ о пересчете тарифов, но разрабатывает формулу, которая позволит избежать их резкого повышения. Пересчета добилось "Ленэнерго". Так компания хотела компенсировать свои убытки, но теперь вряд ли ей это удастся.
Вице-губернатор
Игорь Албин
на совещании с энергетическими компаниями заявил, что Смольный точно не будет компенсировать "Ленэнерго" убытки за счет бюджета или резкого роста тарифов на электроэнергию.
"Ленэнерго" добилась такого изменения тарифов, направив жалобу на действия Смольного в Федеральную службу по тарифам (ФСТ). В конце июня ФСТ удовлетворила ходатайство "Ленэнерго" об увеличении тарифов на передачу электрической энергии для предприятий до 50%. В мае "Ленэнерго" обратилось в ФСТ с просьбой увеличить с июля тарифы на 50%, но комитет по тарифам Смольного выступил против повышения выше заложенных в плане 12%. Теперь Смольному придется выполнить требование ФСТ и увеличить тарифы для предприятий. Однако чиновники рассчитывают перехитрить "Ленэнерго" в этом споре.
"Я глубоко убежден, что тариф на электроэнергию в случае повышения не должен быть обременительным для потребителя. Схема, которую нам изначально предлагала Федеральная служба по тарифам (ФСТ), предполагала увеличение тарифа на 51% для конечного потребителя. Конечно, мы всегда будем выполнять требования ФСТ, поскольку мы законопослушны. Но для нас потенциал промышленных предприятий Петербурга гораздо важнее, чем выпадающие доходы одной компании", — сказал Игорь Албин, добавив, что Смольный найдет другие способы компенсации.
На практике хитрость, скорее всего, будет выглядеть также, как при пересчете тарифов в мае, который тоже происходил по требованию "Ленэнерго". Стоимость мощностей составлена по специальной формуле. В соответствии с требованиями "Ленэнерго", на которые и откликнулись в ФСТ, учли фактические мощности 4,8 тыс. МВт, а не планируемые 5,2 тыс. МВт.
Однако в "Ленэнерго" тогда констатировали, что эти изменения, наоборот, привели к сокращениювыручки компании на 16 млн рублей, тогда как подконтрольные городу ОАО "Санкт-Петербургские электросети" увеличили доход сразу на 752 млн рублей. Дело в том, что Смольный пересмотрел формулу рассчета тарифов в целом, а не просто заменили в ней запланированные показатели мощности на фактические. При замене только этого показателя плата на мощность не подорожала бы так, как это произошло в итоге, но чиновникам пришлось бы искать альтернативные варианты компенсации убытков "Ленэнерго".
Больше всего те изменения коснулись промышленных потребителей, которые платят по так называемому двухставочному тарифу. То есть отдельно — за резервирование мощностей (то есть содержание электросетей) и отдельно — за фактический расход киловатт-часов. Ставки для промышленных потребителей по содержанию электросетей — их обычно называют платой за мощность — увеличились более чем на 20%. Так что дальнейшее подорожание может ощутимо повлиять на работу предприятий.
Среди способов компенсации для "Ленэнерго" Игорь Албин указал переключение обязательства по техническому присоединению на другие компании, а также объединение энергетических активов в рамках одной компании. Последняя идея уже широко обсуждается на всех уровнях власти и бизнеса. Игорь Албин подчеркнул, что данную позицию поддерживает и губернатор Петербурга Георгий Полтавченко.
Кредиторская задолженность "Ленэнерго" по итогам 2014 года составила 82 млрд рублей, что на 24% выше, чем было в 2013 году. Дебиторская задолженность составила 12,5 млрд рублей, что на 28% выше, чем годом ранее. Убыток, заявленный компанией, составил 7 млрд рублей. При этом Смольный оценил убытки компании в 3 млрд рублей. По инвестпрограмме за несколько лет из заявленных 23 млрд рублей было фактически освоено лишь 16 млрд рублей, то есть программа была выполнена на 73%, заявили чиновники.
"В соответствии с дорожной картой нам предстоит консолидировать энергетические активы. В отношении смежно-сетевых организаций, которых у нас сегодня 26, могу сказать, что многие из них не соответствуют признакам электросетевых компаний. Я столкнулся с тем, что "Ленэнерго" блокирует информацию. Мы запрашивали ее через совет директоров, через правление, через мои обращения. Такое ощущение, что перед нами стояла стена. Необходимых данных в течение 2014-2015 года мы не получали", - резюмировал Игорь Албин.