В Петербурге грозит развернуться очередной скандал с участием церкви и общества — на этот раз связанный с передачей РПЦ Исаакиевского собора. Вообще ничего необычного в этом нет — однако перспектива потери дохода в сотни миллионов Смольный, кажется, не вдохновляет.
Второй день Петербург бурно обсуждает перспективу передачи Исаакиевского собора в ведение РПЦ. Письмо об этом было отправлено губернатору Георгию Полтавченко Петербургской епархией. Сообщил об этом депутат петербургского Законодательного собрания Максим Резник, и в первые минуты ни епархия, ни директор ГМЗ "Исаакиевский собор" Николай Буров подтвердить информацию не смогли. Чуть позже, впрочем, выяснилось, что так дело и обстоит, а Николай Буров был не в курсе.
Теперь директор музея вовсю рассуждает о том, что музей нельзя изгонять из собора, Максим Резник предлагает собрать парламентские слушания по проблеме, а его коллега, "яблочник" Борис Вишневский, напоминает, что Исаакиевский собор был построен в свое время за казенные деньги и должен принадлежать государству и всем горожанам, как это всегда и было.
Видимо, предполагая, что сейчас строительство храма в парке "Малиновка" может показаться детскими шалостями, Смольный занял осторожную позицию. Письмо получено, подтвердил пресс-секретарь губернатора Андрей Кибитов, решений никаких не принималось, а вообще вопрос "требует внимательного и всестороннего рассмотрения с учетом интересов всех петербуржцев и гостей города". Чиновник также напомнил о том, что Исаакиевский собор в числе прочих памятников является визитной карточкой города и посещается большим количеством туристов.
Что касается этической стороны вопроса, то в передаче на самом деле ничего особенного нет. Сейчас это бюджетное учреждение культуры, но собор, в конце концов, по умолчанию является объектом церкви. До революции церковь от государства не отделяли — управлялась она Святейшим Синодом, обер-прокурора которого, светского чиновника, назначал император. То есть можно сказать, что собор строили на государственный счет, но, пожалуй, нельзя сказать, что этот счет был сильно отделен от церковного. Туристы наверняка не пострадают — в том же Казанском соборе, переданном РПЦ еще в начале 1990-х, туристы вполне себе ходят и экскурсии слушают. Бывают там, судя по официальному сайту, и выставки, и концерты. И символом Петербурга он от этого быть не перестал.
Можно найти и помещения для концертов и выставок музея. В конце концов, когда весной приняли решение о передаче РПЦ Смольного собора, также входящего в состав ГМЗ "Исаакиевский собор", Николай Буров не возражал совершенно, единственно что — претендовал на площадку для переезда концертно-выставочного зала, которую нашли в здании бывшей городской думы на Невском проспекте. Да и вообще против Смольного собора как-то никто не выступал.
Реставрация соборов велась не только за бюджетный счет, но и за счет спонсоров. Например, когда в Исаакиевский собор возвращали колокола, немалую часть общей стоимости внес благотворительный фонд ОАО "РЖД" "Транссоюз". Можно не сомневаться, что спонсоры на ремонт Исаакия в России найдутся.
Цена вопроса — сотни миллионов рублей дохода. Исаакий — это действительно одно из самых привлекательных мест Петербурга. И он приносит большую прибыль. По данным комитета по туризму, в 2014 году Исаакиевский собор посетили 3,153 млн туристов, и в этом году по итогам первого полугодия посещаемость растет. Входной билет в собор — 250 рублей, на колоннаду — 150 рублей. Если взять в среднем 200, то в итоге получается 630,6 млн рублей. Расчет приблизительный, сумма, которой город в перспективе может лишиться, может быть и больше. Часть туристов, очевидно, посещает Исаакий в рамках экскурсии по всем четырем соборам, которая стоит 1 тыс. рублей, кто-то берет комплексные билеты, кроме того, есть дополнительные услуги — бинокуляры, экскурсии, услуги переводчиков. Кстати, передача совсем не означает, что эти деньги достанутся РПЦ — вход в Казанский собор, например, свободный, денег стоят только экскурсии, и то немного.
Неудивительно, что даже такой известный защитник интересов церкви, как депутат Виталий Милонов, и то считает, что "махать шашкой", как он сказал "Российской газете", в данном случае неразумно.