Арт-критик Станислав Савицкий — о выставке Захи Хадид, которая проходит в Эрмитаже.
В Эрмитаже открылась выставка Захи Хадид. Когда она впервые приехала в Петербург, прямо из Пулково попросила отвезти ее к башне Чернихова. Встречавшие знаменитого архитектора были не в курсе, что это за зверь. Когда же торжественный кортеж приехал на задворки Васильевского, всем, кроме гостьи, стало невдомек, что особенного в этой замызганной бетонной каланче с набалдашником: зашитые фанерой и жестью окна или объявления об уничтожении насекомых, которыми был облеплен первый этаж? И по сей день о единственном реализованном проекте классика советского конструктивизма Якова Чернихова у нас знают единицы, хотя дом этот включен в учебники по архитектуре ХХ в. Прославила его в том числе Хадид, со студенчества увлекавшаяся русским авангардом и в 1980–1990–х его пропагандировавшая. Ее первые проекты — дань почтения Малевичу, они и открывают выставку в Николаевском зале. Здесь же, на входе, эрмитажный «Черный квадрат».
Ретроспективу Хадид как будто стоило бы сделать не в Зимнем дворце и, уж конечно, не в Николаевском зале, где ни обстановка, ни исторический контекст не располагают к постмодернистским экспериментам. Но вопреки всему экспозиция удалась. Эффектная планировка, рассекающая парадный зал на остроугольные отсеки, отвлекает зрителя от пышного интерьера и классического петербургского пейзажа за окном.
Советская предыстория Хадид оказалась между тем короткой. Гораздо более обстоятельно, чем ее постконструктивистские проекты, показаны постройки 2000–2010–х. В них не так просто узнать цитаты из Малевича и уж тем более из Чернихова. Мода на наш авангард давно прошла вместе с угаснувшим интересом к СССР и советским мечтам о коммунистическом раздолье. Хадид известна сегодня монументальными проектами стадионов, офисных небоскребов, парков и центров современного искусства, реализованными везде и повсюду: от Азербайджана до Калифорнии. Разве что Северная Корея пока не охвачена, но то ли еще будет.
Хадид успешна и в дизайне: к ранним эскизам в супрематическом ключе очень идет диван-архитектон. Макет завода BMW неплохо смотрится вместе с кожаными туфлями или моделями автомобилей. В машинах угадываются авангардистские объемы, но гораздо больше они похожи на реквизит для фантастических блокбастеров. Раз СССР больше не вдохновляет на великие мечты, нужно искать новый стиль для грез.