Поднявшиеся чуть выше $50 цены на нефть дают повод для некоторого оптимизма российскому рынку. Падение рубля остановилось чуть ниже 63 к доллару, правда, и отскока не произошло. Как долго продлится затишье, никто толком не знает, но поводов для радости все меньше.
Поскольку нефть по-прежнему остается главной кормилицей российского бюджета, ситуация на валютном рынке тревожная. Корректировка цен чуть выше $50 за баррель Brent дает повод если не для радости, то хотя бы для надежды на улучшение ситуации. Но и та стремительно тает — выход Ирана на мировой рынок, каким бы скромным он ни оказался по факту, все ближе, ситуация в Китае все тревожнее, а уверенность в повышении ставки ФРС все сильнее.
Вчерашнее падение котировок Brent ниже $50 по факту было не слишком глубоким — чуть меньше $2 от пятничного среднесуточного ценника — но эффект был, как принято говорить, психологическим. Отметка $50 — это веха, от нее, в общем, не так далеко и до страшных $40. Пока нефть обновляла минимумы, доллар к рублю — максимумы. Выше 63 рублей за американскую валюту не давали на бирже с середины февраля, да и то тогда курс шел в целом на снижение, а аналитики в один голос называли отвязавшийся от нефти рубль чудом.
Сегодня надеяться на чудо, к сожалению, не приходится. Графики последних месяцев показывают традиционную зависимость курса валют от нефтяных котировок — они в разные стороны. Пока признаков того, что корреляция может ослабеть, не видно, пишут прямым текстом аналитики Sberbank CIB. Нефть дешевела из-за слабой статистики Китая, одного из крупнейших потребителей сырья, и обещаний Ирана о стремительном росте добычи после снятия санкций — на 500 тыс. баррелей в день в течение недели и до 1 млн еще в течение полугода.
При этом вопросов по иранской нефти много — санкции по факту еще не сняты, это случится через 90 дней после подписания договора с "шестеркой" (14 июля). Рассматривать прогнозы о быстром наращивании экспорта можно лишь вскользь, говорит аналитик ИК "Энергокапитал" Илья Березин. Скорее стоит опасаться наполнения рынка иранскими запасами, нежели возобновления постоянного экспорта. "Инфраструктура для наращивания экспорта до предсанкционных уровней существует, поскольку всего 4 года назад уровень экспорта составлял больше 2 млн баррелей в день. Скорее всего, инфраструктура была законсервирована и в случае необходимости возобновить работу будет просто", — рассуждает аналитик.
Немалый вклад в падение цен на нефть, как ни парадоксально, внесла и Россия. Несколько странно декларировать борьбу с низкими ценами наращиванием объемов, которые эту цену по законам рынка сбивают. Компании, правда, больше вкладываются в ранее открытые месторождения, приостановив разработку новых, но тем не менее. Даже если допустить замедление темпов роста до нуля или до 0,5%, добыча нефти и конденсата в 2015 году составит 530,6-531,7 млн т, а годовой рост — 0,7-0,9%, что весьма хороший результат, отмечают в Sbebrbank CIB.
Однако во втором полугодии, допускают эксперты, ситуация ухудшится: объемы будут сокращаться в больших масштабах, а на низкую инвестиционную активность нефтяников повлияют низкие цены и закрытый доступ к иностранным кредитам. В качестве примера аналитики приводят "Лукойл", сокративший объемы бурения на 15%, к концу года прогнозируется падение показателя на 20%, а совокупной добычи в России — на 1,5-2%.
Сегодня американский институт нефти опубликует данные по товарным запасам, что также может повлиять на цены. В целом похожую информацию по средам публикует управление по энергетической информации министерства энергетики США (EIA). На прошлой неделе реальное падение запасов 4,2 млн баррелей на 4,1 млн превысило прогнозы. На цены это повлияло благоприятно. Прогноза на эту неделю пока нет, что необычно. Количество буровых в США на прошлой неделе снова снизилось, пусть и незначительно — минус две вышки.
"Маловероятно, что в нынешних условиях Brent опустится ниже уровня поддержки $48,76 за баррель. Соответственно, мы ожидаем, что сегодня пара доллар/рубль будет колебаться в диапазоне 62,50-63,00 рубля", — прогнозируют в Sberbank CIB. При курсе в 62,50 рубля некоторый интерес к рублю проявили экспортеры, однако спрос был недостаточным для преломления негативного тренда. Крупных продаж иностранной валюты едва ли можно ожидать, пока рубль не стабилизируется, пишут эксперты со ссылкой на все ту же нефть.
Но и надеяться на большую коррекцию цен пока не приходится, говорят в "Энергокапитале". Нефтяной рынок сейчас наиболее обсуждаемый и скачкообразный, что привлекает к нему спекулянтов. Поэтому не стоит думать, что нефтяные цены уже достигли дна. Дисбаланс спроса и предложения на рынке не является объективным драйвером, отмечает Илья Березин. "Скорее, мы говорим о торговле ожиданиями, при этом совсем скоро такие ожидания могут закончиться", — говорит эксперт о дополнительных баррелях иранской нефти.
"Если зона сопротивления 63-65 рублей будет пройдена, то курс доллара достигнет 70 рублей к 15-20 августа, — прогнозирует аналитик "Альпари" Владислав Антонов. — По евро после прохода уровня 70 рублей следующей целью выступит уровень 78 рублей".
В случае падения нефтяных цен к уровню $48 за баррель восхождение доллара продолжится с резкими колебаниями. Их вызовет легкая паника продавших доллар в начале лета и тех, кто не успел или не решился купить валюту на уровнях 50-57 рублей, отмечает трейдер банка "Глобэкс" Андрей Богун.
Если нефть снова начнет проваливаться, а рубль дешеветь, теоретически Центробанк может пойти на интервенции — шаг по стабилизации курса, от которого он формально отказался в ноябре прошлого года. Но вряд ли это сейчас поможет, говорят в "Альпари". Да и ЦБ, скорее всего, не станет тратить деньги при снижающихся ценах на нефть, говорит он. Именно пополнение резервов стало поводом для покупки валюты на внутреннем рынке, которая началась в мае. Строго говоря, это были интервенции против сильного на тот момент рубля, пусть и объемы в $100-200 млн были незначительными. Критерии значимости ЦБ пересмотрел на прошлой неделе, отменив покупку из-за скачков курсов. К тому моменту регулятор купил уже больше $10 млрд.
Еще одним поводом для повышения ставки ФРС, которая усилит доллар на мировом рынок, может стать месячный рост индекса затрат на личное потребление на 1,3%, отмечают в Sberbank CIB. Однако в качестве аргумента против выступает падение производственного индекса ISM до 52,7 с 53,5 в июне. Решение должны принять в сентябре. На прошлой неделе впервые был открорректирован манифест относительно ставки: ее повысят в случае некоторых улучшений на рынке труда. Данные по этому поводу к сентябрю опубликуют дважды.