Завод "Вагонмаш", совладельцем которого в начале года стал глава Кировского завода Георгий Семененко, потерпел крупное поражение. Контракт на 10,5 млрд рублей на поставку вагонов для петербургского метро достался предприятию, входящему в московский "Трансмашхолдинг".
Как стало известно "ДП", в конкурсе "Петербургского метрополитена" на поставку к 2020 году 20 составов электропоездов по восемь вагонов каждый победил Октябрьский электровагоноремонтный завод (ОЭВРЗ), предложив самую низкую цену 10,5 млрд рублей. Об этом dp.ru сообщил информированный источник в Смольном. Первый поезд, согласно условиям конкурса, победитель должен передать заказчику в конце мая 2016 года, а к 2020 году изготовить оставшиеся 19 составов. Все поезда будут ходить по Кировско-Выборгской линии метрополитена.
За этот контракт также боролось ООО "Вагонмаш", контролируемое чешской Skoda (ей принадлежит 51% долей общества), остальные 49% в начале этого года приобрела группа "Кировский завод" Георгия Семененко. "Вагонмаш" предложил изготовить поезда для городской подземки на 12 млн рублей дороже, чем ОЭВРЗ, что и решило исход конкурса. Цена — ключевой критерий отбора победителя, ее значимость составляет 75%.
Впрочем, отношения с заказчиком у "Вагонмаша" не заладились с самого начала этого конкурса. Метрополитен объявлял его дважды. Первый раз в апреле этого года, но спустя несколько дней отменил конкурс. Причиной стало условие, лишавшее "Вагонмаш" возможности бороться за контракт. В частности, он не мог подать заявку, так как у него были штрафы по предыдущим контрактам с метрополитеном.
Эксперты предполагают, что резкое смягчение условий конкурса произошло благодаря взятому Смольным курсу на поддержку местных производителей.
Возможно, на позицию городских властей повлиял и тот факт, что ОЭРВЗ, выиграв конкурс на производство вагонов для Петербурга, передал часть контракта мытищенскому "Метровагонмашу" (также входит в "Трансмашхолдинг". Такое поведение не понравилось Смольному. "Это не правильно. Они получают у нас контракт, передают его подмосковному заводу, а на местном сокращают персонал. Странное такое сотрудничество — деньги взяли, людей оставили без работы", — говорит источник в отрасли.
В общем, это неофициальный мотив, по которому комитет по транспорту подписал контракт с "Вагонмашем" в апреле этого года на 3,8 млрд рублей. По нему "Вагонмаш" изготовит метрополитену восемь поездов. Первый — в 2015 году, еще два — в 2016 году и пять — в 2017-м. Все поезда планируется использовать на Невско-Василеостровской линии метро. ОЭВРЗ до этого конкурса не допустили. Компания пыталась оспорить его результаты в Федеральной антимонопольной службе, в суде, но тщетно.
В "Вагонмаше", "
Трансмашхолдинге
" и метрополитене отказались комментировать итоги последнего конкурса до официальной публикации протокола.